НКМ

Научно-коммунистическое мировоззрение (НКМ) является по сути мировоззренческим синтезом, теоретической основой, на которой мы стоим. Возникнув на базе марксизма, теории Вернадского и этико-эстетических представлениях Ивана Ефремова, оно имеет в своей основе примат научного мышления (в частности, суммы эмпирических обобщений) над теоретическими построениями его трёх составных частей.

Три составные части научно-коммунистического мировоззрения (НКМ):

  1. Марксизм: теория научного коммунизма, диалектический материализм, некоторые разделы исторического материализма и политэкономии (теория общественно-экономических формаций, теория классовой структуры общества и классовой борьбы как фактора социальной эволюции, теория прибавочной стоимости и др.);
  2. Мировоззрение В.И. Вернадского, важнейшими компонентами которого является учение о ноосфере — превращении человечества в главный фактор эволюции; учение о роли научного мышления являющегося одним из главных факторов становления ноосферы.
  3. Идеи И.А. Ефремова о материалистических основах этики и эстетики человечества, высказанные им в его литературных произведениях. Также — представление о нравственности как главном стержне, на котором держится общество, и о красоте как силе нравственного воспитания человека.

Все записи, где упоминается НКМ

Марксизм

Не останавливаясь подробно, в силу общеизвестности, на первой части составляющей НКМ, кратко охарактеризуем основные теоретические посылы марксизма. Одной из важнейших и не утративших по сей день силу теоретических разработок К. Маркса и Ф. Энгельса является диалектический материализм.

Материя, согласно диалектическому материализму — единственная основа мира, сознание — свойство материи, движение и развитие мира — результат его внутренних противоречий. Основные законы диалектики:

  1. единство и борьба противоположностей,
  2. переход количественных изменений в качественные,
  3. отрицание отрицания.

Не менее важными являются представления марксизма о социальной эволюции человечества, отражённые в историческом материализме, политэкономии, и научном коммунизме — учении о способах достижения коммунистического общества и основных его чертах. Согласно Марксу и Энгельсу, коммунистическое общество — это общество бесклассовое, безгосударственное, нерыночное, причём преодолевшее классы, государство и рынок путём своего развития, а не регресса. Общество, преодолевшее узкую профессиональную специализацию, следовательно — общество всесторонне развитых людей. Коммунизм стал вторым самоназванием Красной Идеи, и её конкретизацией.

Ноосфера

Формулирование Красной Идеи шло не только как мировосприятия или набора философских и этических основ, но и как научного учения — учения о ноосфере, ставшего научно обоснованным «двойником» коммунистического учения, развившемся независимо от него. Понятие «ноосфера» связано, прежде всего, с именем великого русского учёного Владимира Ивановича Вернадского. Обобщая с позиции натуралиста человеческую историю, он сделал вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие всей биосферы, частью которой оно является, а это потребует определённой социальной организации и новой — экологической, и одновременно гуманистической — этики. Это новое состояние биосферы как единства природы и культуры В.И. Вернадский назвал ноосферой.

Понятие «ноосфера» как современная (по меркам геологического времени) стадия развития биосферы, связанная с появлением в ней человека, было введено французским математиком и философом Эдуардом Ле Руа в 1927 году. Он пришёл к этой идее вместе со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и (одновременно!) католическим философом, членом ордена иезуитов Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Ле Руа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/23 годах читал в Сорбонне В.И. Вернадский (1863-1945). С именем Вернадского и связано в первую очередь появление ноосферного учения.

В ноосферном учении Человек предстаёт укоренённым в природу, а «искусственное» рассматривается как органическая часть и один из факторов (усиливающийся во времени) эволюции «естественного». Обобщая человеческую историю как продолжение эволюции биосферы, Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Это означает, что оно со временем должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу (иначе неминуемо саморазрушение), а это потребует от человечества разумного социального устройства и новой (ноосферной) этики.

Ноосфера — это единство природы и культуры. Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени.

«Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… — отмечает В.И. Вернадский. — Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней небывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человека» («Научная мысль как планетное явление»).

Таким образом, понятие ноосферы предстаёт в двух аспектах:

  1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;
  2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями мудрого человечества.

Вернадский в своих выводах исходил из научного знания. За столетие до него молодой Маркс, основываясь на философском знании, в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» обозначил будущее коммунистическое общество как «осуществлённый натурализм человека и осуществлённый гуманизм природы». Это общество соответствует ноосфере В.И. Вернадского. Соединить коммунистическое и ноосферное учения, сделав коммунизм подлинно научным — эта задача человечеством пока так и не была решена.
В ноосферном учении сама история человечества видится в русле всей эволюции живой природы. Вернадский в своих выводах исходил из эмпирического обобщения, сделанного младшими современниками Ч. Дарвина — Д. Дана и Д. Ле Контом, о развитии жизни в направлении «цефализации», то есть усложнения центральной нервной системы (мозга). В науке — объективном процессе накопления и систематизации знаний — Вернадский видел продолжение эволюционного создания мозга, продолжение «цефализации» на социальном уровне. Это сила, подчёркивал он, которая преобразует биосферу в ноосферу. «Цефализация» служит созданию форм жизни, всё менее зависящих от случайных неблагоприятных воздействий внешней среды (т.е. росту свободы), — в этом направлении, называемом аристогенезом, в целом и движется эволюция живой природы.

Этика

Выдающимся диалектическим материалистом и последователем В.И. Вернадского был палеонтолог, геолог и писатель Иван Антонович Ефремов (1908-1972). Он принадлежал к плеяде коммунистических мыслителей. Его мировоззрение базировалось не на философских построениях — он, фактически, стал одним из первых в полном смысле научных коммунистов. Научная составляющая нерелигиозного русского космизма, представленная К.Э. Циолковским и В.И.Вернадским, стала одной из компонент ефремовского коммунизма. Второй составляющей этого мировоззрения стали идеи таких социалистических мыслителей, как Ш. Фурье, Н.Г. Чернышевский, Маркс, Ленин и других. Составляющие этого мировоззрения позволили Ефремову перекинуть мост между двумя разными дорогами человеческого познания.

Первой из них была дорога философии, которая уже к середине XIX в. сформировала теоретическую концепцию коммунизма. Начало двадцатого века ознаменовалось великим движением, подобным тектоническому смещению огромных пластов земной коры — движением огромных масс народов Земли, вдохновлённых учением коммунизма, в поиске и страстном желании изменить скорбное накопление неразрешимых в рамках существующих социально-экономических систем противоречий. Жуткий по мощи и неслыханный по накалу страстей порыв человечества был подобен стихийному бедствию, лишенному разума — а потому не доброго и не злого, а просто неизбежного.

Выход человека из этих жестоких правил на обусловленное и направленное разумом — а значит, гуманистическое — развитие сообществ людей захватила умы ряда учёных.
Именно наука стала той второй дорогой, сформировавшей к концу 40-х годов учение о ноосфере — как необходимом и в определенном смысле неизбежном этапе развития Земли, когда человеческое сообщество, естественно, по причине своего все более усиливающегося планетарного влияния, становится вершителем судеб не только исторических, но и геологических и, конечно, биологических процессов. Ноосфера — это такое состояние развития вселенной в нашей части космоса, когда разум берет на себя роль главного хранителя и ответственного творца. Иначе безответственное инфантильно-потребительское состояние, в котором пребывает «постиндустриальный» человек — в отличие от ранних врёмен, обладающий колоссальными технологическими возможностями — приведет все живое к гибели. Законы выживания и миллиарды лет эволюции толкают homo sapiens к ноосфере.

Безусловно, ноосфера и коммунизм — явления не одного порядка. Только глубоко научный взгляд, основанный не на теоретических построениях, а на знаниях, полученных научно-эмпирическим путем, позволили Ефремову увидеть в действительности XX века стихийные попытки человечества найти выход к ноосферному существованию. Не подменить это видение почти религиозным культом великих лидеров (тем более, что почва для этого культа была), не уверовать в марксизм как в догму и тем погубить дело, а разглядеть в окружающей реальности с её политической конъюнктурой те здоровые и потому радостные ростки, служению которым и посвятил всю свою жизнь Иван Антонович. Так крупный палеонтолог, геолог и биолог — а именно таким видится его личность — человек с почти энциклопедическими познаниями, а главное — интересами, приходит к одной из важнейших мыслей:

Учение о коммунизме должно прежде всего быть основано на знаниях, полученных научным, эмпирическим путем, а не на философских и тем более околонаучных теориях. И потому нужен именно научный коммунизм, живой язык научного познания, а не тот схоластический предмет, с которым каждый сталкивался в СССР со школьной скамьи.
На этой же базе Ефремов в литературных произведениях формулирует несколько интереснейших и, как представляется, важнейших для сегодняшнего дня человечества идей.

Прежде всего, впервые на таком уровне он осмелился рассуждать о дальнейших этапах и сценариях развития человечества. Сколь разительно его концепция отличалась как от официальных представлений о построении коммунизма к 80-м годам XX в., так и от сегодняшнего дня с его «концом истории» вообще, отраженном в работах идеологов неолиберализма. Ефремов создает не только картину дальнейшей социальной эволюции, но и саму структуру того будущего человеческого общества, которое он прямо называет коммунистическим.

Иван Антонович сформулировал мысль, что лучшие черты человека не есть что-то искусственно созданное, или привнесенное, а глубоко соответствует природе самого человека. Альтруистическая природа человека формируется по принципу естественного отбора, начиная с момента проблесков первого сознания сотни тысячелетий назад образцы поведения «один за всех и все за одного», «принять смерть за други своя» были основой выживания рода в диком окружении. Отмежевание, с одной стороны, от механистического понимания нравственности, а с другой — от позиции, растаптывающей, унижающей природу человека, сводящей его либо до уровня животного, либо до падшего творения божьего, — вот путь настоящего коммуниста. Иван Антонович сформулировал мысль о том, что человечество должно осознать и выработать этику на новых основах, не апеллирующих к авторитету божественного, над-человеческого. В основе такой этики должно быть глубокое научное знание. Пониманию глубочайших материалистических — психофизиологических — корней наших представлений о добре и зле посвящены все его книги. С начала строительства социализма началось складывание новой этики — этики единства, братства и равенства. Результат этой этики — героизм и сплочение народа, отстоявшего свою свободу и победившего фашизм.

Но этика, как сама жизнь, должна формироваться и развиваться, избегая закостенелой религиозной или сиюминутной политической догмы. Ефремову удалось показать, сколь коварно наследие прошлого — этики эры разобщения, всеобщего эгоизма, жесткого религиозного противостояния и не менее основательно въевшегося в саму плоть и подсознание мещанства, ханжества и глубокой патриархальности. Без серьезного анализа этих составляющих, без долгосрочных программ в разработке которых должны принимать участие не только исследовательские институты, но и сам строитель будущего — народ, выработка принципов такой этики невозможна. Этика коммунизма требовала серьезных усилий, но только она могла стать гарантом жизненности коммунистических идеалов. Ефремов аналогично поставил вопрос об эстетике, основанной на научном знании, и сформулировал её основы. Красота, согласно Ефремову, — это наивысшая степень целесообразности, степень гармоничного соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком явлении, вещи и организме. Красота как объективная реальность, существующая вне нашего сознания. Во многом наше подлинное эстетическое чувство есть чувство инстинктивное, как наследие опыта жизни, прошедшего через миллионы поколений, и отразившегося в нашей подсознательной памяти. Поэтому истинная красота — это не вариант некой вкусовщины, моды или традиции. Красота (в отличие от вкусов) универсальна, она выражает законы природы, которые мы только начинаем понимать. Не мещанское любование внушенным обществом стереотипом «красивого», но древнее, «языческое», здоровое прельщение, причащение Жизнью. По Ефремову, общество будущего, которое мы привыкли называть коммунизмом, отношения людей между собой и с окружающим миром в этом обществе нельзя понять без осознания, собирания и умножения той самой — универсальной красоты. Красоты как мерила истины, здоровой зрелости и подвига жизни.

2 Комментарии

  1. Мне нравятся и Красная Идея, и НКМ.
    Одно замечание: нет теории научного коммунизма (она ещё никем не создана, хотя и по дисциплине научныф коммунизм у меня в дипломе пятерка :)), но есть научный социализм. Я готов присоединиться к Вашей Заставе.

Оставить комментарий