Продолжаю работу по истории сейсморайонирования.
Сейсморайонирование — определение степени риска для какой-либо территории, в результате которого составляются карты с наиболее вероятными баллами землетрясений, которые возможны для данной территории.
Первые попытки создания таких карт были сделаны ещё до революции, в 1891 году, но тогда не было ни достаточного количества статистического сейсмологического материала (ещё только создавались каталоги землетрясений, без которых невозможна эта работа), ни необходимой изученности территории с геологической точки зрения.
И только в 1933 году возобновляется эта работа. Государство ставит задачу решить вопрос безопасности жизни людей и безопасного строительства в тех районах, где наиболее сильные землетрясения.
Интересен накал страстей, постановка задач и новаторство. Если проводить аналогию с советским кинематографом 1920-х годов, когда предлагались различные методы и творческие подходы, то здесь — так же. С установлением Советской власти расцветает научная мысль, предлагаются новые решения этих вопросов.
За 20 с небольшим лет, с 1933 года — когда были сделаны первые работы для территории всего Советского Союза — по 1955 год, сильнейшим образом обогатился сам подход к сейсморайонированию, выдвинуто сразу несколько альтернативных вариантов. А ведь на этот же период приходятся тяжелейшие годы войны и послевоенного восстановления страны. И в этих условиях сделана колоссальная работа по росту геологической изученности страны, а это — огромное количество маршрутов и составление геологических, тектонических карт СССР. Развивается сеть сейсмостанций и сбор так необходимых статистических данных, в виде записей землетрясений.
Многое из того, что сделано за тот период, легло фундаментом для современного метода сейсморайонирования.
А ещё я на прошлой неделе была в московском Доме Кино. Его архитектура очень похожа на Дом Знаний в Ташкенте -удивительное место, где шли интереснейшие фильмы, а перед ними выступал лектор и рассказывал об истории кино и режиссерах.
В Доме Кино была премьера документального фильма «Меня зовут — Куба». Очень понравился подход режиссера. Фильм построен в виде интервью с известными музыкантами Кубы. По характеру он даже несколько клиповый — быстро меняются образы и удивительно, как через эти диалоги создается целостное восприятие кубинцев, их отношении к Родине, к труду, к любви, к героизму.
В фильме почти ничего не говорится о Пятерке, но, тем не менее, о ней много сказано, по-моему — это показатель большого профессионализма режиссера. Учился он в Советском Союзе. Сейчас автор заканчивает снимать вторую часть — о возвращении Пятерки.
После этого был российский фильм «И потому — я настоящий русский» (режиссёр Мария Семенцова), снятый на студии «Параджаноф-фильм». Смотреть его было невозможно — ни по качеству картинки, ни по качеству режиссерской работы. И такую работу Дом Кино готов демонстрировать… Сил на это смотреть не было никаких, и я ушла.
Татьяна Данилова, Москва
Сейчас и в районе Красноярска трясетпочти каждый год и удивительно, каждый раз это приходится на декабрь почему-то…
Не понимаю фразы «В фильме почти ничего не говорится о Пятерке, но, тем не менее, о ней много сказано, по-моему — это показатель большого профессионализма режиссера.»