Биолог. Екатерина Шклавцова

 

Я с детства мечтала о полетах в космос, даже выбор моей профессии в какой-то степени космический. На 3 курсе у нас было распределение по кафедрам и про лабораторию, в которой я сейчас работаю, сказано было совсем немного. Но я услышала слово «космос» и остальные варианты меня уже не интересовали. Хотя, до полетов в космос далеко пока, я нисколько о выборе не жалею. Я побывала уже на двух международных конференциях по исследованию космоса (КОСПАР в 2010 и в 2012), а также на 3 курсе такая совсем небольшая конференция прошла в Красноярске.

Я работаю в Институте биофизики СО РАН в Красноярске в лаборатории Управления биосинтезом фототрофов. Основная тема работы лаборатории — экспериментальное моделирование биолого-технических систем жизнеобеспечения (БТСЖО) для освоения космоса. В такой системе жизнеобеспечения (СЖО) регенерация воды, воздуха и, частично, пищи будет осуществляться за счет звена высших растений. Растительные отходы (солома, отходы от овощей, корни) будут использоваться в качестве основы для приготовления почвоподобного субстрата (ППС). Сначала на соломе для разрушения лигнина выращивают вешенку, а после на субстрат садят растения (например, салат или пшеницу) и заселяют дождевых червей. Корневые выделения растений способствуют скорейшей минерализации органических соединений и формированию почвы. Человеческие экзометаболиты, после физико-химической переработки также будут использоваться в качестве основы для минеральных растворов для выращивания растений методом гидропоники или водной культуры.

Во время функционирования СЖО могут возникать нештатные ситуации, а также присутствуют определенные стрессовые факторы для растений (например засоление, повышение или понижение температуры воздуха, размножение патогенных микроорганизмов итд). Поэтому необходимо исследовать растения на устойчивость к неблагоприятным факторам, а также определить пути их преодоления и увеличения устойчивости к ним растений.

Одной из задач лаборатории является также подбор новых видов растений для растительного звена СЖО. Чем больше видов, чем устойчивее система (ведь СЖО – миниатюрная и очень упрощенная модель биосферы). С развитием технологий, углублением наших знаний расширяется и видовой состав фотосинтетического звена БТСЖО.

Мое направление — исследование устойчивости растений к повышенным температурам воздуха. Температура воздуха является одним из основных факторов регулирования процессов роста и развития растений при функционировании биолого-технических систем жизнеобеспечения (БТСЖО), в состав фотосинтезирующего блока которых входит звено высших растений, важно поддержание температуры в зоне оптимума.

Чуфа в полевых условиях

Объектом моей диссертационной работы служили растения чуфы (Cyperus esculentus). Это растение семейства осоковых, на корешках есть съедобные клубеньки. Предполагается, что они будут источником растительных жиров для экипажа. В связи с тем, что устойчивость фотосинтезирующего звена к воздействию экстремальных факторов среды определяется устойчивостью входящих в него звеньев, необходимо было экспериментально оценить устойчивость растений чуфы к действию повышенных температур воздуха. А поскольку одним из возможных способов повышения замкнутости массообменных процессов в БТСЖО может быть использование минерализованных экзометаболитов человека в качестве основы для приготовления питательных растворов для выращивания растений, необходимо было узнать, как это повлияет на устойчивость растений чуфы к повышенным температурам воздуха. Результаты этих исследований были доложены на конференциях Коспар в 2010 и в 2012 (Бремен, Германия и Майсур, Индия), а также на российских конференциях. Я работала после защиты чуть больше года, потом 2 года не работала (была в Индии), а сейчас опять работаю в этой же лаборатории.

Кроме работы в науке, я даю индивидуальные уроки для подготовки к ЕГЭ по биологии. Но я стараюсь не просто подготовить к тесту, а расширить кругозор и заинтересовать. Эта деятельность мне приносит радость, особенно, когда наконец-то видишь заинтересованность в глазах ученика и желание учиться.

Шклавцова Екатерина, к.б.н по специальности «физиология и биохимия растений».