Борьба за огонь

 «Это были настоящие уламры: большие, тяжелые головы, низкие лбы и сильные челюсти; кожа рыжеватого тона, волосатые торсы, крепкие руки и ноги. Остротой своих чувств,  особенно обонянием, они могли соперничать с животными. В их взглядах сверкала угрюмая свирепость. Особенно красивы были глаза детей и молодых девушек. Хотя по многим своим признакам племя уламров и приближалось к современным нам дикарям, но это сходство было далеко не  полным. Палеолитические племена таили в себе молодость зарождавшегося человечества. Цветение жизни, энергию и силу которой мы с трудом можем себе представить.»

Книгу «Борьба за огонь» написал в 1909 году французский писатель Жозеф Анри Онорэ Боэкс, более известный как Рони Старший. Он относится к писателям-фантастам, но в своих «доисторических» произведениях постарался отразить современный ему научный взгляд антропологии, что вкупе с совершенно материалистическим сюжетом и художественным талантом дало нам произведение, приоткрывающее дверцу в историю настолько древнюю, что события её теряются в гигантских масштабах эпохи палеолита.

Дикая Земля… Огромные, многочисленные и свирепые звери властвуют на планете, в бесчисленных столкновениях утверждая своё право на существование. Безопасных мест нет. Правил нет. В любую минуту природа бросает вызов и требует от тебя всего. Борись или умри — простое и жестокое состояние дикой природы, в которое периодически мы скатываемся и сейчас, называя его «войной».

В древние времена, подавляющую часть нашей истории, это была просто жизнь. Вся известная нам история человечества в масштабах развития жизни на Земле — тонкая кромка зарождающейся эпохи разума над тёмной пучиной. И в этих глубинах человек был частью такого мира, одним из участников великой битвы за выживание — и далеко не сразу вышел из неё победителем. Более крупные и многочисленные животные обладали немалым коварством и страшной силой. Под ногами у борющихся гигантов выживали как могли животные поменьше и послабее. При этом каждый вид вырабатывал свои уникальные преимущества и использовал для выживания всё, что только мог.

Как представители животного мира люди имели всё необходимое: зоркие глаза, чуткий слух, острый нюх, прекрасное осязание, мощную работу инстинктов, яростные всплески гормонов, крепкие тела, закалённые постоянным движением, и постоянный контакт с природой.
BZO2
Но главным средством в выживании человека стал разум. Выработка второй сигнальной системы, речи, шла рука об руку с развитием координации, что немедленно и безжалостно проверялось на практике. Это привело к величайшему открытию человечества, неведомого для животных, — созданию коллектива: несколько разных существ одного вида, не теряя индивидуальных преимуществ, становятся единым целым, формируя «суперсущество», а точнее, «суперстаю», способную побеждать в столкновениях с более сильными и многочисленными группами.

Приобретя способность мысленно отражать реальность и изменять её, люди получили и новое оружие в каждодневной борьбе. Однако происходило это очень медленно, а выживать приходилось ежеминутно, ибо ни внешняя среда, ни внутренние противоречия не сулили благополучия. Это был длинный путь, полный событий и опасностей, путь неизбежного и естественного развития.

Естественным образом приходят люди и к коммунизму — к тому, первобытному коммунизму, который занимает до 90% нашей истории. По-разному строили древние племена свою жизнь, но выжили и стали нашими предками лишь те, кто жил коммунистически. На общих собраниях соплеменники решали жизненно важные вопросы, помогая друг другу ворочать ещё тёмные, смутные мысли и вырабатывать общее понимание. Для решения более сложных дел собирались выборные вожди и старейшины. К каждому своему члену племя относилось бережно — каждый при этом максимально вкладывался в выживание всего коллектива. Общая пища и жильё, общие дети и старики. Общая жизнь. На чужой территории — спина к спине. На дележе добычи — обязательная справедливость. Чтобы племя было сильным, всего должно достаться всем — это гармония живой природы, достигнутая огромной кровью. Любое дело — для людей племени. В любом деле — взаимопомощь. Таким образом, этот неосознаваемый альтруизм был не идеальным застывшим состоянием, но настойчивой и постоянным устремлением людей, к которому их подталкивала сама жизнь.

Книга «Борьба за огонь» открывает историю жизни-приключения, где отдельно описаны многие научные гипотезы, да и просто интересные предположения. Во время жестокого нападения уламры потеряли не только многих своих товарищей, но и Огонь, сильного помощника и защитника, добывать который они ещё не умели. Выжившие соплеменники осмысляют ситуацию. Вождь понимает, что без огня ослабленное племя пропадёт, но отправиться на его поиски всем вместе тоже равносильно голодной смерти. Добыть огонь должны немногие для всех. Медленно подбирая слова и жесты, сверяясь со стариками и лидерами групп, вождь озвучивает решение. И добровольцы находятся. Они уходят, чтобы принести огонь своему племени или погибнуть, пытаясь сделать это.
BZO3
Следует отдельно отметить, насколько внимательным и открытым показано племя уламров в их отношении к другим людям — даже на грани выживания. Мир вокруг опасный, но не чужой. Всех людей и животных, встречающихся у них на пути, уламры пристально изучают, стараются найти в них общее с собой и выработать к ним своё отношение. Отношение это бывает разным. С племенем людоедов дерутся свирепо, но с племенем Ва дружат: обогащают друг друга новым опытом, вместе сражаются с рыжими карликами. С пещерным медведем и львом  бьются, но раненую тигрицу поят водой, стараются мирно ужиться с мамонтами.

Я читал «Борьбу за огонь» ещё подростком. Но уже тогда я пришёл к мысли, что тот образ жизни, который сейчас называют «коммунистическим» — это отнюдь не абстрактная картинка. Все идеи о справедливой общественной жизни и максимальном развитии каждого человека, все настойчивые попытки воплотить их в самых разных уголках земного шара — это выплеск мыслечувствования людей, зарождённый самой жизнью в огромном пласте нашей истории. Это то, что мы называем Красной Идеей.
BZO4

Автор Алексей Теркин 25 Articles
Северо-западная формирующаяся ячейка НКК, строитель научно-коммунистической субкультуры

2 Комментарии

  1. Интересно, что есть одноименная экранизация этого романа. Отзывы неоднозначные, но посмотреть стоит — равно как и прочесть книгу. Режиссер — Жан-Жак Анно, Канада, Франция, США, 1981 год.

Оставить комментарий