Экспедиционная машина. Немного опыта

Археологические раскопки в Керчи — это то, что займет наше время на ближайшие два месяца. О памятнике и местах я обязательно расскажу, но скорее всего уже оттуда, а пока — подготовка! Это увлекательный организационный, рационализаторский, творческий процесс, требующий зачастую решения нетривиальных задач.

Каков же план?

Начальница Нигора вылетела на место, оценить масштабы и сроки, необходимое количество людей, оборудования и развернуть начальный этап работ. Уже даже отправлена часть людей для раскопок.

А экипаж «Патриота», который должен был уже выехать в направлении Керчи, в ожидании…

Надо сказать, что ожидание машины из сервиса перед экспедицией — это одно из основных наших занятий. Не желая никого обидеть, лишь отметим характерные черты: это уже второй раз, когда выезд затягивается из-за того, что УАЗ зависает в ремонте. Предыдущий раз такое было перед экспедицией в Среднюю Азию, когда каждый вечер в течении 7-10 дней проходил в состоянии «ну вот сегодня отдадут», и каждый раз кончался ничем, вернее нервным и рваным сном и снова ожиданием. Ведь все не просто так, а завязано на сроки, как и сейчас. Тогда в горах Средней Азии, нас ждали с палатками и оборудованием, без света и крыши над головой. В этот раз, без нас простаивают рабочие дни, потому что мы должны доставить:

  • машину, без которой получасовой доезд до раскопа, доставка рабочих и инструментов, либо невозможна, либо обойдется в копеечку;
  • сами инструменты: колышки, лопаты, кисточки, канцелярия и прочее.

Да, представьте себе, оказалось, что в Керчи сложно и почти невозможно достать хорошие лопаты, дерево.

Запаковка колышков для разбивки раскопа

Починка и упаковка реек

Все уже закуплено и запаковано и ждет только погрузки. На этом моменте многие задаются и зададутся вопросом: «Зачем вам такое ломучее ненадежное ведро как УАЗ?»

Предупреждение 1: Речь в данном случае идет о машине 2009 года.

Предупреждение 2: Конечно же это не реклама УАЗов — это просто немного нашего опыта.

Эксплуатация

Да, конечно любую машину жалко, но «Патриот» в этом смысле — наиболее щадящий вариант.

Экспедиция в Керчь. Рисуем картину: нам вести с собой лопаты, колья, дополнительные канистры и пр. и пр. Грузим в багажник и как заботливые автовладельцы все прокладываем одеялами, пенками и т.п. Согласна, скорее всего до места назначения мы доберемся в целости. Но там, в ежедневных работах, люди, скорее всего, с учетом погодных условий ранней весны, будут загружаться в машину со всем балластом в виде грязи, а так же будут грузить инструмент, не более чистый, чем рабочая обувь. Даже дисциплинарно вменив садиться чистыми — будет сложно это контролировать. Да и погрузка тех же лопат, даже с учетом одеял, раз на раз, да и пройдет не так удачно и идеально. Поэтому всегда надо понимать и быть готовым, что экспедиционная машина эта та, над царапиной в которой вы потом не будете жалеть и убиваться. А еще ведь салон, а кожа и кожзам так «на ура» рвутся и продавливаются. Опять же что при случае придется ненароком перевезти, порой даже не предскажешь. Тут надо сказать, что за 2,5 года суровой эксплуатации «Патриота» в тяжелейших условиях гор Узбекистана, на раскопках в Подмосковье и работах на Куликовом поле салон машины все еще в хорошем состоянии (даже не удовлетворительном, а именно хорошем). Тканевые сиденья, потолок и характерный патриотовский пластик – все еще вполне себе в норме.

Дорисуем еще особенности среднеазиатской экспедиции: это пыль в салоне (всегда), тачки и черешки лопат, бочки и канистры с водой, которую каждый день приходится поднимать в гору, в общей сложности литров 200. Конечно и никак иначе, эти самые бочки не могут закрываться плотно, поэтому даже резиновый коврик не спасает багажник от промокания. Частенько протекают масла, перевозятся продукты, которые вовсе не запакованы в герметичный полиэтилен, а вразвес насыпаются и кладутся в пакеты с ручками, отчего, даже из завязанных норовят расползтись по салону машины и багажнику. Еще доски, хозяйственные инструменты, запчасти для машины, кофры и еще много всякого разного. А теперь живо представьте все это, ну скажем, в Mitsubishi L200… Живописно не правда ли?) Осенью того года, один такой поднимался к нам в лагерь на гору — привозил иностранных археологов. Шел пустой, с двумя или тремя пассажирами, и водитель крайне пугался когда шваркал пузом по камням. Но это уже следующий вопрос — проходимость.

Проверка и сортировка запчастей

Сбор и вывоз лагеря. Узундара 2015 г. Практически весь экспедиционный лагерь был вывезен на двух машинах УАЗике и «Патриоте»

Самый сок — вывоз керамики с памятника. Машина грузится под завязку (Слава 4-х листовым рессорам!) острыми пыльными осколками керамических сосудов, и это не только тарелки и кувшины, а порой фрагменты хумов метровой высоты, размером 30-40 см. Все это упаковывается в мусорные мешки и картонные коробки, упорно заматывается скотчем и грузится в багажник и салон. И конечно же! Все это местами рвется еще в процессе перевозки, что-то в процессе выгрузки и снова всячески трется от стены салона.

Управляемость, проходимость и комфорт

Казалось бы, почему это так принципиально важно для экспедиционной машины. Ну взяли бы вообще Уазик 469 и не парились!

С учетом наших задач «Патриот» раз или два в год преодолевает расстояние в 4000 км до Узундары (прим. — Эллинистической крепости у горах Узбекистана) и потом обратно до Москвы. Там он ежедневно спускается и взбирается по опасной серпантинной горной дороге с крутыми склонами и обрывами, совершает переезды до 100 км между населенными пунктами по разным необходимостям, например, добраться до археологической базы.

Сейчас до Керчи нам предстоит проехать 1500 км туда и потом вернуть машину обратно, то есть в общей сложности 3000 км, плюс ежедневная дорога там.

Такие переезды все-таки легче совершать в машине не лишенной комфорта. Ведь кто-нибудь наверняка подумал: «Ну взяли бы вообще Уазик 469 и не парились!». Однако, доехать в железе до экспедиции с шумом в голове, без печки, и относительно удобного кресла под спиной это значит обречь себя на выпадение как минимум на день, чтобы прийти в себя с дороги, а часто на это просто нет времени и нужно с порога в работу. Ну а довезти такую машину до маломальского удобства вопрос опять же не оправданно денежно-ремонтный.

В Средней Азии например есть экспедиционный 469-й, но просто из сравнения эксплуатации его и «Патриота» — второй всегда в приоритете по щадящему отношению к водителю и пассажирам.

Опять же согласитесь — зачем впадать в излишний аскетизм. Ведь хорошо: когда есть куда поставить кофе, не допитый на заправке; включить хорошую музыку или книгу; поговорить с другом или экипажем так, чтобы вы все-таки слышали друг друга и не кричали на весь салон; чтобы адекватно автоматически опускались стекла, в случае надобности и прочие удобства.

К тому же экспедиционная машина — это не всегда перевозка рабочих и инструмента. В Средней Азии, например — это еще и встреча и доставка людей. Так, в том (2016) году памятник посетили директор института искусствознания и бывший министр культуры и спорта Узбекистана. Нет, конечно можно восточных людей в возрасте загрузить в пыль и довезти по кочко-ухабам, но можно ведь комфортнее и гостеприимнее.

Касательно управляемости скажу от себя так, когда машина хорошо отлажена, управляется она отлично. Говорят, что «Патриот» постоянно надо подлавливать на дороге. Конечно же да, если вы пересаживаетесь на нее с иномарки, особенно созданной для комфортной езды. Так мой друг, пересаживаясь со старенького, но бодрого Land Rover Discovery, первые минут 15-20 минут просто заново привыкает к машине, хотя сам гоняет ее до Средней Азии — столь велик контраст.

В остальном, все в допустимых пределах. Машину надо держать в руках. УАЗ конечно не даст забыть, что им все-таки надо управлять, а не только наслаждаться дорогой. На асфальте и разных ровных грунтовках катится без нареканий до 120 км/ч. Конечно есть ощущение, что идешь на взлет, но это вопрос заводской шумоизоляции. Говорят в новой модели уже лучше. Проблемы условий, таких как колея, боковой ветер, сильный дождь, конечно заставляют напрячься за рулем. Вот всевозможные колдобины дорожного покрытия он обходит послушно, несмотря на скорость реакции. Вечные люфты руля и тяжеловесность. А уж изрытого ямами бездорожья мы повидали не мало, как на дорогах России, так и в Средней Азии и долбить ходовку, хоть и проходимой машины, все равно жалко лишний раз.

По черноземным дорогам Куликова Поля «Патриот на полном приводе возило в меру, как и в снежно-прокатанных дорогах этой зимой, но если не терять концентрации – все контролируемо и безопасно.

Зимой

А вот в горах он совершенно незаменим. На узкой, каменистой, серпантинной, прокатанной дороге он как дикий зверь взбирается от подъема к подъему, преодолевая скальные выступы. Благодаря высокому дорожному просвету (без лифта) и колесам на 16R он не шваркает о камни. Самое неприятное что испытываешь там — это крены с его-то высотой.

Патриот на подъеме. в лагерь. Крепость Узундара

Дополню, для тех, кто все еще удивляется девушке за рулем УАЗа «Патриота». Для меня, ездить на нем: что перегоны до экспедиции, что по Москве —  это удовольствие не обремененное неимоверными или даже маломальскими трудностями. Прекрасно работает принцип «высоко сижу – далеко гляжу». Особо надменный народ все же менее склоняется к притеснениям на дороге — опасаются. А необходимость влезть в чрезвычайно непроходимое место, так как больше негде встать, случается и в городе.

в луже

Конечно, лучше не выряжаться в белое — вы ведь будете проверять уровень масла, но в общем-то это от вашей аккуратности зависит и от погоды. А в остальном, можно откинуть стереотипы о том, как УАЗ не подходит женщине, потому что всегда надо помнить, что машина прежде всего – это цели и задачи, решаемые вами с ее помощью. Для меня «Патриот» — это не понты и прихоть брутальной девицы со страстью к бездорожью, а конкретные научные и художественные задачи, в которых он отрабатывает по полной. Будь то экспедиции, открытие выставок, стройка и пр. и пр. А каковы у человека задачи — таков и он сам. Есть экспедиция — значит и есть навык управлять соответствующей машиной.

Начальница в Средней Азии, например, души не чает в любимом 469-м))

Начальница Нигора и Уазик

Подъем на Уазе

Есть еще много что дополнить, но оставим на продолжение. Ведь отдельная интересная тема — это ремонты и подготовка. И действительно ли можно чиниться «на коленке»?

Source: Archaeo-Art-Life

Автор Константин Верцинский 239 Articles
Строитель НКК, Северо-западная формирующаяся ячейка

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий