«Эллины в сердце Азии». Как мы открыли археологическую выставку

Н.Д. Двуреченская

Первый опыт открытия выставки.

И в этом году Узундара осталась себе верна. Сворачивали мы лагерь под нависшими свинцовыми тучами, готовыми обрушить на нас всю силу своего недовольства нашим затянувшимся пребыванием там, где люди редкие гости.

В этот раз мы рассчитывали только на силы двух наших УАЗ-ов, от трактора пришлось отказаться. Положение осложнялось тем, что мы приняли решение спустить вниз и довести до поселка Гагарина около двух тонн керамики, которую не успели обработать из-за нехватки воды, да и рук. Необычайно богатый комплекс керамики, как это часто случается, увеличился кратно в последние дни раскопок, когда уже добирался последний слой заполнения восточной башни цитадели. Он хорошо датируется стратиграфически и перекрыт слоем с монетой Евтидема. Кроме того, он содержал много подклеиваемых форм, обещавших дать нам не только археологически целые сосуды, но и реально восстановленные развалы нескольких хумов, фляг и прочей тарной и столовой посуды. С раннего утра обе машины сновали вверх и вниз, как челноки, подгоняемые ветром и угрозой с запада. Там, по ущелью, ниже вершины горы, будто исподтишка, рвались к нам грозовые тучи, вблизи похожие на густой белый дым, быстро заполняющий пространство. Неведомая сила толкала его к нам, суля не только дождь, но и возможный сход сели. Мы очень торопились. И не зря!

DSC_0151
Опасные маневры для перевоза керамического комплекса в целости

Во избежание риска подъема по мокрой и скользкой горной дороге принято было решение людей отправить вниз пешком, до асфальта. Стихия не заставила долго ждать, и дикий холодный ливень с градом дважды обрушивался на наших ребят. Первый раз -когда было снято и вывезено в близлежащий поселок Сайроб почти все оборудование, когда негде было укрыться на месте лагеря. А второй раз — уже во время пешего спуска с горы. Отсутствие мобильной связи и неработающие рации все-таки разминули спускавшихся археологов и машину, мчавшуюся им навстречу, вследствие чего не удалось избежать рискованного подъема Олега по скользкой дороге вверх, с потоками грязи и дождя под буксующими колесами, с серьезным риском на этой и так опасной дороге.

DSC_0149
Первый раунд ливня уже перенесли. Радуга и солнце дали небольшую передышку

Наконец, вымокшие и вымотанные, мы все собрались в гостеприимном доме сайробского жителя Сайдулло Бердиева, отец которого в свое время пробил дорогу через крепость Узундара. И начался заслуженный отдых и пир.

Следующим утром наступило 9 мая — День Победы. Мы забрались ввосьмером в наш «УАЗ-Патриот» и отправились в самое красивое место, возвышающееся над кишлаком Сайроб, где в прошлом веке был разбит великолепный парк и поставлен обелиск павшим советским воинам. Больше двухсот сайробцев отдали свои жизни в Великой Отечественной войне.

DSC_0172

Возложив алые маки и помянув солдат, среди которых был и родственник нашего Сайдулло, мы вернулись в дом, начали сборы по переезду и перевозке керамики и находок в пос. Гагарин.

DSC_0170

Несмотря на всего 80 км, отделяющих Сайроб и Байсунские горы от правого берега реки Амударьи в районе крепости Кампыртепа, переезд завершился лишь к вечеру. На следующий день дожди нагнали нас и здесь, правда, потеряв всю свою суровость. Здесь мы их воспринимали как просто радость, свежую прохладу. Практически сразу началось комплектование керамики на хранение и помывку, замачивание наилучших форм и их отмывка от известкового налета и глины.

DSC_0179
В поселке Гагарин, почти с колес, мытье керамики

Нас толкало желание успеть подготовить к выставке хотя бы часть самых ярких новых керамических форм — для того, чтобы дать хоть мало-мальское представление о великолепии и многообразии полученного экспедицией в этом сезоне эллинистического материала. Параллельно велась работа по подготовке машин к перегону в Ташкент и в Москву. Время наступало нам на пятки, все понимали, что три дня, заложенных нами для монтирования выставки — это предельный минимум, и любая заминка может сорвать открытие. Поклеить удалось совсем немного сосудов из-за несмываемого даже кислотой известкового налета, дождя и недостатка времени.

DSC_0392
Малая толика столовой посуды наилучшей сохранности

Но мы все же взяли с собой некоторую часть (как выяснилось позже — не зря). Водрузив две целых хумчи раннеэллинистического времени из Кампыртепа и Гишттепа в старенький «Москвич», а все остальное в «УАЗ-Патриот», 12 мая мы отправились в Ташкент.

DSC_0407
Легендарный непотопляемый с 2013 года «Москвич»

Машины не подвели. Даже москвичонок удачно перегнали для работы уже в следующей экспедиции — на раннесредневековом памятнике близ Ташкента, на городище Каршаул, где и был оставлен вместе с содержимым и самым опытным участником нашей экспедиции К.А. Шейко.

DSC_0427
У Джизака нас настигают сумерки

С утра 13 мая мы торопились вызволять из поселка Дустлик, расположенного в 60 км от Ташкента, Константина -сотрудника Караван-Сарая культуры имени Икуо Хироямы, где и планировалось проводить выставку. День был несколько скомкан нервным срывом начальника экспедиции, внезапно среагировавшего на все еще предстоящие сложности с завершением полевого сезона и открытием выставки.

И вот уже 14 мая — лишь к полудню были утверждены все наши материалы к распечатке директором и дизайнером культурного центра Караван-Сарая, а во второй половине дня мы отыскали ателье, где была заказана печать 26 фото для экспозиции. Несмотря на цейтнот, в обед мы выкроили время и всем составом посетили нашего дорогого учителя и руководителя Тохаристанской археологической экспедиции Эдварда Васильевича Ртвеладзе, чтобы поздравить его с днем рождения.

DSC_0035
На дне рождения академика Э.В. Ртвеладзе

К концу дня двое сотрудников составили опись 76 находок нашей экспедиции за предыдущие годы, что хранились в Институте искусствознания АН РУз для передачи в Караван-Сарай культуры на время проведения выставки. До конца дня они успели подписать ее у директора и, соответственно, успели перенести и вещи из Института искусствознания в хранилище культурного центра. В подвале Караван-Сарая, где велась подготовка будущих экспонатов, их очистка и доклейка, раскладывались сувениры и буклеты по только подготовленным пакетам — вся команда дружно трудилась не покладая рук, с недюжинной смекалкой решая массу мелких задач по лучшей подаче наших материалов из подручных средств. В ход пошли даже купленные в канцелярии оргалитовые линейки, из которых монтировались подставки. Растапливался воск свечей для изготовления оттиска с терракотовой матрицы. К концу дня в рабочем кабинете не было места, куда можно было бы ступить без опасения что-нибудь задеть…

DSC_0043
Алексей Горин готовит к экспонированию монеты Узундары
DSC_0042
В процессе подготовки выставки, в подвале Караван-Сарая

И вот 15 мая, день открытия выставки! Начался монтаж фото, главного баннера, заполнение витрин находками. Параллельно велась доклейка нескольких керамических форм. Одной из последних была крупная фляга с рельефным концентрическим орнаментом на лицевой стороне из нижнего слоя восточной башни цитадели Узундары. Ее внесли в зал, уже полный людей, за минуту до открытия — и, не найдя возможности разместить в витрине с узундаринской керамикой, разместили с кампыртепинскими вещами. Позднее, это конечно было исправлено.

DSC_0455
Виктор Мокробородов у баннера нашего института в фойе Караван-Сарая

За два часа до открытия выставки мужчины нашего Бактрийского отряда дали возможность нам с главным художником и оформителем всей выставки Марией Тульновой удалиться и подготовиться к открытию.

DSC_0416
Главный художник и оформитель выставки Мария Тульнова, также автор большинства фото и сувениров

Оставив в электронном виде этикетаж под все витрины для распечатки, мы со спокойным сердцем, заведя «УАЗ-Патриот», поехали по Ташкенту, пышущему дневным жаром. Вернувшись обратно через час с небольшим мы узнали, что компьютер сыграл злую шутку и не сохранил файл с подписями к находкам. Ребята спасали ситуацию, как могли, и за несколько минут до открытия продолжалась работа по размещению этикеток.

11238266_10204234620931177_5487153382646763000_n
Олег Двуреченский и Александр Гладченков при составлении этикетажа

Тем не менее настроение у всех было приподнятым, зал был заполнен подлинными вещами эпохи эллинизма, содержательными фото с любимых памятников, художественными реконструкциями и 3D-моделью археологических объектов.

DSC_0441
Зал в ожидании открытия

А главное — приехали наши дорогие учителя, и среди них в первую очередь Замира Исмаиловна Усманова, Эдвард Васильевич Ртвеладзе.В фойе Караван-Сарая и во дворике, кроме знакомых археологов С. Ильясовой, В.Миносянца, С. Никитенко и др., уже собралось довольно много народу, совершенно нам не известного, а также различных журналистов, что говорило о неподдельном интересе к теме, поднятой нами на выставке.

DSC_0369
Константин Александрович Шейко дает интервью до открытия выставки

Сами материалы выставки мы представим развернуто в следующей статье. Сейчас же отметим лишь, что первая выставка, посвященная итогам десятилетних работ Бактрийского отряда Среднеазиатской археологической экспедиции совместно с Тохаристанской экспедицией не стала «комом», а вполне успешно состоялась. Получив такой бесценный опыт, надеемся расширить этот вид деятельности и еще ярче доносить до широкой общественности материалы своих исследований.

См. также: АРХЕОЛОГИЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Автор Иван Котран 63 Articles
Самарская формирующаяся ячейка НКК

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий