Интерстеллар – назад в будущее

На нашем сайте появилась вторая рецензия на «Интерстеллар». Первая была в ноябре — но гораздо важнее то, что теперь намного больше наших друзей посмотрели это произведение с точки зрения НКК.

Как профессионал в сфере кино и как зритель – я не хочу говорить о данном фильме как об объекте искусства. Фильм потрясающий, выдающийся, много лет ничего подобного не появлялось, и точка. Я хочу поговорить о проблемах, которые лично во мне были подняты этим фильмом, и почему я считаю данный фильм важнейшим научно-фантастическим фильмом последних 10 лет. Спорное, конечно, утверждение, но мы можем поспорить, поскольку это мое личное мнение. Последнее столь же эпичное полотно, известное нам как «Космическая одиссея 2001 года», появилось в конце 60-х. Что довольно давно, и нельзя сказать, чтобы Стенли Кубрик был влюблен в свое человечество… Он вообще специфический автор. Но Кристофер Нолан, как мне кажется, подошел к своему фильму, людям и зрителям с большим уважением и любовью. Собственно, любовь – это то, что соединяет фильм.

Итак, проблемы:

1. Наука крайнего горизонта — фильм породил огромную мировую дискуссию физиков и лириков, возрождая традицию научного спора и научной достоверности искусства. Люди, ученые, спорят о физической возможности событий, происходивших в фильме, затрагивая проблему сверхдальних путешествий в космос, которые как-то на фоне всего ушли в сторону. Да ладно, будем честны — вообще никому не интересны. И вот такое зрелищное, яркое, коммерчески успешное произведение вдруг снова достает, как джокер из рукава, вопрос – достаточно ли нам только горизонтов нашей планеты?

2. Люди как люди – Нолан не рождает супергероев, он не уходит в сверхдальнее будущее, фантазируя о людях с новыми моральными качествами и условиями жизни, он вталкивает в новые условия американских обывателей, бывшего астронавта и его фермерскую семью, в мире, где не сегодня-завтра будет голод, и где капитализм как система дошел до маразма — сказав, что наука слишком дорога и не нужна, важно лишь выживание. Постапокалипсис? Нет. Это мир, в котором апокалипсис — отсутствие новых идей, победа буржуазных ценностей, — только начался. Мир, где нет героев и нет альтернатив. Это наш мир. Нет героев, нет альтернатив – куда мы катимся? Кто мы?

3. Кто мы? Этот вопрос задает автор фильма всю дорогу. Какова конечная цель человечества, какое место мы занимаем во вселенной? И, собственно, он дает ответ на этот вопрос: «Может, мы просто забыли, что значит быть первооткрывателями, что мы лишь в начале пути, что наши величайшие свершения еще впереди, что наша судьба — стремиться ввысь». Важно также иметь в виду весьма изящную идею о том, кто же помогает сегодняшнему человечеству — и те аллюзии, которые возникают в фильме по этому поводу. Не ласковая, нейтральная, но знающая рука человечества будущего? И тут же мы найдем массу отсылок к этой идее в различной фантастике, в том числе и советской.

4. Социальный подтекст – в мире победившего капитализма, находящегося на грани края выживания, в среде, где буржуазные ценности это клетка, в которую заперт вольный разум человека и его чувства, Нолан оставляет только две лазейки для воскрешения идеалов, утраченных человечеством. Это выживание через побег, через попытку начать все с чистого листа. Принципиально новые условия и новые требования к жизни. Ибо на разрушительные войны нет сил, а загубленная наука не дает альтернатив, одуматься человечеству не дает колоссальная инертность масс и среды. И Нолан ставит в фильме новую задачу – убежать, чтобы начать созидать новый мир. Мир, у которого есть страшный опыт невосполнимой потери. Вторую лазейку он закладывает в отношениях людей: что связывает людей сильнее, чем общая среда? Любовь – любовь женщины к мужчине, отца к своим детям, человека к другим людям – ведь героев категорически не устраивает идея начать совсем с чистого листа, создав колонию, ведь они связаны с покинутой планетой множеством и множеством уз. В политической тусовке часто можно услышать: чтобы победить сейчас, надо все начать с чистого листа, чтобы старое ушло, а новое народилось вновь. Идея показалась мне витавшей в воздухе.

5. Идейный протест – и вот когда мы посмотрели такое эпичное полотно про побег с Земли, любовь и науку крайнего горизонта – задаемся вопросом. А что, Землю правда нельзя было спасти? Совсем-совсем? И это вопрос, который, на мой взгляд должен быть обращен каждым, к себе и в будущее. Что ты сегодня сделал, что бы мир, предреченный художником, не случился?

Александра Фидарова

Автор Александра Фидарова 6 Articles

Формирующаяся ячейка НКК «Москва-Север»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий