Ко дню 8 Марта: о выдающемся ученом

8 Марта сегодня зовется в обиходе «Международным женским днем».
По мне – так это не совсем подходящая формулировка, поскольку она ни о чем не говорит: ни об истории этого дня, ни о его сути. В итоге, сегодня для большинства обывателей России это просто выходной день и праздник «день цветов для женщин». А также день, когда мужчины выполняют по дому работу, которую обычно в современных семьях выполняют женщины — готовят еду, делают уборку, ходят на рынок за продуктами.

По большому счету, 8 марта надо поздравлять не только женщин, но и все народы, которые поняли ценность свободы, когда она распространена среди всего населения: и мужского, и женского. А таких народов скопилось к середине ХХ в. немало, а сегодня, в XXI в. часть стран вернулась обратно к патриархальной модели (Иран, Афганистан, Ирак, Ливия – и даже в России она укрепляется).
8 марта – день равенства мужчин и женщин: это символ объединения классовой борьбы и гендерной солидарности. Нельзя не вспомнить основных деятелей этого направления – Клару Цеткин и Розу Люксембург – первопроходцев «феминологии», в которую они первые вложили научное зерно. Жаль, что сегодня понятия подменяются, и суть этого праздника — как и 23 февраля — многим вообще неизвестна.

Несколько затронув тематику истории женского дня 8 Марта, я хотела бы затронуть историю жизни и деятельности женщины, внесшей вклад в развитие исторической науки, объединив ее с правоведением. Я напишу о первом выдающемся ученом-женщине – Александре Яковлевне Ефименко (1848-1918 г), — получившем ученую степень.

Биография

Александра Ставровская родилась 18 (30) апреля 1848 года в селе Варзуга Архангельской губернии (ныне это село в Мурманской области). Её отец, чиновник, рано умер, и Александра, ещё обучаясь в женской гимназии города Архангельска, работала домашней учительницей, обеспечивая всю свою семью. Вскоре после окончания гимназии (1863) Ставровская познакомилась с Петром Ефименко, ссыльным студентом; вместе с ним она занималась историей и этнографией, а в 1870 году Александра стала его женой.
В 1900-х годах Ефименко постигли финансовые трудности, связанные с собственной болезнью и тяжёлой болезнью мужа. Александра Ефименко переживает смерть двух дочерей, затем смерть Петра Ефименко (1908). После Октябрьской революции, в декабре 1917 года, Александра Яковлевна с единственной дочерью, поэтессой Татьяной, переехала на ставшую уже родной Украину, где преподавала в сельской школе, вела интенсивную переписку по поводу создания учебника истории Украины с редакцией журнала «Внешкольное просвещение» («Позашкільна освіта») и где написала свою последнюю статью — «Письма с хутора». Этот хутор — Любочка — стал последним пристанищем семьи Ефименко. В ночь с 17 на 18 декабря 1918 Александра и Татьяна Ефименко трагически погибли — были убиты ворвавшимися в их маленький домик бандитами.
Согласно теории, разработанной Ефименко, первоначально основным типом землевладения на Юге было дворище, которому на Севере соответствовало печище; именно эти типы землевладения и положили начало общине (см. работу Ефименко «Дворищное землевладение в Южной Руси», 1892). Ефименко предвидела неизбежное развитие капитализма в России. Вела и активную общественную деятельнось; так, Ефименко являлась заместителем председателя Харьковского издательского комитета, организатором харьковкого исторического кружка; выступала за женскую эмансипацию; читала лекции в Харьковской библиотеке.
Сын Александры и Петра Ефименко, Пётр, — известный советский археолог, а дочь Татьяна — поэтесса Серебряного века.
Могила Александры Яковлевны Ефименко находится на территории школы села Революционное Волчанского района Харьковской области.

Вклад в науку

Александра Яковлевна специализировалась в основном на истории русской и украинской культуры. Среди ее работ наиболее целостные, вызывающие интерес – «Исследования народной жизни: Обычное право» (1884), «Артели в Архангельской губернии» (1873), «Крестьянское землевладение на Крайнем Севере» (1882—1883) и сборник статей «Киевская старина». Несомненно, у нее много работ, но по моему субъективному взгляду, перечисленные являются центральным местом в серии ее публикаций.
Александра Яковлевна внесла большой вклад в изучение обычая как регулятора общественных отношений. Она популяризировала в юриспруденции XIX в. такой термин как «культурное право», который сегодняшние профессора не воспринимают как научное понятие и не используют по большей части.
Не являясь юристом, Александра Яковлевна вступила в научную дискуссию в области истории права славянских народов с самим К.П. Победоносцевым и даже с представителями немецкого правоведения – в частности, с Робертом Шелльвиным.
К.П. Победоносцев – ярко выраженный правовой позитивист и «борец» с правовым обычаем как источником права. Он, подобно Гегелю, понимал закон как нравственный абсолют. Он внес большой вклад в развитие российского права, однако его подход критиковался другими школами – и естественно-правовой, и марксистской, и часть историков XIX в. вступали в теоретические споры с ним.
Победоносцев критиковал Александру Яковлевну Ефименко за то, что она «низводит юридическую силу закона (перечеркивает) как значащую для народа». Ефименко на эту критику привела тезис, который был принят во внимание В.И. Лениным, в свое время. Александра Яковлевна сделала научно-философское заявление: «закон не есть вместилище нравственных истин».
Стоит с этим утверждением согласиться, нравственность в правовую систему вносят обычаи – поскольку они выявлены из самой жизни населения. Народ – вот живой источник правовой идеологии, рождающий обычаи, которые могут, в перспективе стать правовыми. В конце концов, регуляторов общественных отношений много.
Хотя, Александра Яковлевна со мной бы поспорила, поскольку она считала, что «народное обычное право носит в себе не мало черт, резко отличающих его от современного культурного права».
Если, в перспективе, государство не принимает обычаи правовым источником, то начинают возникать конфликты между социальными нормами — а на практике это выливается в глобальные социально-политические конфликты.
И Александра Яковлевна приводит в пример конфликт обычаев и религиозных православных норм – на примере семейных отношений у славян IX-XVI в., выявляя правовую составляющую и у тех, и у других, поскольку государство санкционировала смешанную систему.
Можно сказать, что вплоть до Петра I обычаи и религиозные догмы являлись основным правовым регулятором, а их нормы ложились в первые законодательные акты князей. Ярким примером служит «Русская правда» и «Соборное уложение» 1649 г, хотя во втором случае уже ощущалось заметное влияние западноевропейского права. Тем не менее, Александра Яковлевна – весьма авторитетное лицо не только в истории и этнографии, но и в правоведении.
Ефименко внесла вклад так же в понимание истории статуса женщины в различных славянских народах – и провела сравнительный анализ между межсемейными общинами Сербии, Хорватии, Черногории, Малороссии (Украины) и крестьянской общиной России. Тем самым, она справедливо критиковала разнообразных великорусских шовинистов, утверждающих, что «славянская женщина всегда была в почете», с одной стороны, а с другой – критиковала западников, которые обвиняли эти народы в «социальной недоразвитости». Александра Яковлевна регулярно ссылалась на политэкономические предпосылки, определяющие всю надстроечную систему общества: обычаи, право, семейные порядки, религию и другие элементы жизни народа.

Исследования Ефименко вызывают неподдельный интерес и у современных исследователей в различных областях гуманитарного направления.
Именно поэтому, я решила к 8 Марта – ко дню борьбы за полное гендерное равенство – акцентировать внимание на вкладе в науку выдающейся женщины – Ефименко Александре Яковлевне.

Надеюсь, у читателей статьи этот интерес тоже возникнет.

Автор Элина Гарева 37 Articles
Северо-западная формирующаяся ячейка НКК

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий