Красная Идея (из «Слова о Ноогене»)

В XX веке окончательно стало оформляться мировоззрение, точнее сказать, мировосприятие, которое мы называем Красной Идеей. Мы понимаем, что данное название требует расшифровки, и само по себе может быть не совсем удачным, ибо вызывает некоторые параллели, но всё же решили остановиться именно на нём. Постараемся позднее рассказать, почему мы выбрали его, равно как и о возникающих параллелях. Итак, Красная Идея — это не просто коммунистическая, советская, большевистская, социалистическая, ноосферная и гуманистическая идея. В перечисленных понятиях отражены либо этапы становления и зарождения её (социалистический утопизм, социализм, большевизм), либо разные уровни её понимания: на личностном — гуманизм, вернее, радикальный гуманизм, на общественном — коммунизм, на естественно-эволюционном (в рамках планеты) — ноосфера.

Основными чертами этого мировосприятия (именно мировосприятия, а не только осознания или чувствования) являются:

  1. «Вера в Человека», в его доброе начало, в его Разум — человеконадеяние. Восприятие человека как могущественного творца, мудрого хозяина мира. «Вера в Человека» — это, конечно же, вера не в избранных, а вера в каждого. «В каждом человеке есть Солнце – только дайте ему светить». «Вера в Человека» — это обязательно вера в «общество человеков». Вера в «силу племени», вера в плечо крепкое «брата или сестры твоей». «Вера в Человека» — это представление, что он должен «жить в Победе». «Вера в Человека» — это представление, что каждый рождён для счастья, и что все рождены для счастья; это и боль, когда нет этого счастья.
    Рождается данное восприятие в пассионарном первобытном племени, не подавленном страхами и суевериями, и потому — гармонично и творчески вписанном в мир в той степени, в какой это вообще возможно было в те суровые времена. Именно это чувство, наряду с чувством безысходности, наряду с объективной необходимостью двигало человечество вперёд. В мифологии раннеклассовых обществ культ героев и прославление поступков  — «вопреки судьбе» — рождались именно из этого восприятия мира. Всегда и везде, где проповедь судьбы, кармы, закона божьего, табу начинала топтать, угнетать человека, появлялись образцы подвига человеческого духа, которые прорывали кольцо законов этих. И если такие образцы подвига не рождались, то смертельная духота и гниль царствовала над «обществом Закона божьего», всегда рождая внутреннюю войну и страшную кровь. Если же нарушается понимание огромной неразрывной связи человека с человеком, если эта связь пренебрегается или не учитывается, разбивая коллективное существо на яркие и неяркие индивидуальности, гениев и толпу, то не менее страшные последствия всегда приходят в мир, где побеждают эти идеи.
  2. Восприятие окружающего мира как реальной действительности, как суммы пройденного, преодолённого, выстраданного и случившегося. Восприятие мира как некоего целостного потока, гармоничного и не гармоничного, эволюции ЖИВОЙ ЖИЗНИ, которая только и заслуживает внимания по большому счёту, составляет основу, смысл и радость бытия человека.
    Такому восприятию чужда любая подмена этой живой жизни, идеями о мире как некой иллюзии-майя, или представлениями, что наша жизнь есть переходный этап к другой жизни, мол «за грехи нам мир сей», после которого наступит некое настоящее лучшее существование. Нет, только здесь и теперь. Только из восприятия живой жизни и рождается человек Красной Идеи. Человек — творец, человек — сын, человек — хозяин мира сего.

Эти два атома и есть основа Красной Идеи. Без исповедования их, нет, и не может быть настоящего коммуниста, человека ноосферы и гуманиста. Как видно из вышесказанного, корни данного мировосприятия уходят в эпоху формирования человека. Два огромных по масштабу явления, разделённых тысячелетиями, знаменуют собой поворотные моменты развития человеческой цивилизации:

  • Первое явление — это становление «человека коллективного», выделившегося из природы и начинающего осознавать свою инаковость по отношению к остальному миру;
  • Второе явление — это выделение из общества человека индивидуального.

Первое явление происходило по всей планете повсеместно и по биологическим меркам в одно и тоже время. Оно было событием скорее биологическим, эволюционным, знаменуя собой становление нового вида мыслящей материи, обладающего типичными видовыми особенностями и механизмами (правилами) существования, несоблюдение которых было опасно как для отдельного человека, так и для коллектива людей в целом. Путём многочисленных проб и ошибок, вымирания или процветания тех или иных коллективов, сформировалась своеобразная «экологическая ниша», включающая не только набор биохимических, но и основных социальных, мировоззренческих, психологических устоев, несоблюдение или нарушение которых влекло за собой опасные, катастрофические последствия. Важно отметить, что, если различные человеческие коллективы и могли отличаться довольно разительно в некоторых второстепенных характеристиках, как то — источники питания, исполнение своеобразных ритуалов, то основные компоненты этого набора, в том числе и принципы социальной организации, некоторое общее мировосприятие, этические нормы внутри коллективов — были едины для всего человечества как вида в целом. Дело науки будущего — очертить основные грани того кристалла, Человеческой экологической ниши. Формируя её, человеческая семья нарождалась как вид, получала свой характерный облик и складывала свои этические нормы, побеждая в борьбе за выживание. Шло становление удивительнейшего существа на планете Земля — человека. Дело будущего — понять, что из граней этого кристалла мы утеряли на продолжительном пути становления цивилизации. Не являются ли те самые идеалы гармоничного сосуществования с самим собой, коллективом себе подобных и природой, что рисует порой нам подсознание — гранями той самой экологической ниши.

Собственно, то, что мы сейчас называем «Красная Идея», в зачаточной форме в эпоху первобытного коммунизма представляло собой глубоко реалистичное и деятельное отношение и восприятие жизни. На фоне мировоззренческих картин каменного века — поклонения Великой Матери Земле, тотемизма, культа предков — это отношение позволяло, преодолевая суеверные страхи и реальные опасности, открывать те черты нашего существа, которые мы сейчас называем человечностью, долгом, интеллигентностью, то есть двигаться вперед все дальше и дальше от животного мира. Именно это восприятие жизни было главным механизмом, при помощи которого и формировалась та самая Человеческая экологическая ниша. Человек, вписанный в Мир и мыслящий его как свой дом, кормящий и услаждающий, суровый и порой жестокий — не мог позволить себе смирение, основанное на психологии ухода из мира перед судьбой испытующей. Иначе смерть всем, всему роду, по большому счету всему человечеству, что собралось у очага. Не мог он позволить и теорию элит — в рамках небольшой семьи не выживешь так. «Один за всех и все за одного». Именно таковой была она тогда — Красная Идея. Еще не философия, не мировоззрение, не наука и не искусство — способ жизни и, возможно, нарождающийся взгляд на мир. С ним люди шли вперёд.

Второе явление происходило в разные времена и в разных местах в зависимости от социально-психологического развития человеческих коллективов. Это время, когда человек, личность уже выделившаяся из общества и в полной мере осознающая всю дисгармоничность мира полного противоречий между людьми, с природой и самим собой, начал искать выхода. В эпоху первобытного человека, первобытного коммунизма, все тяготы жизни преодолевались коллективно и человек, растворённый в обществе, еще не знал особых противоречий в самом себе, жил без извечной проблемы между «хочу» и «надо». Но человек–атом — это уже разрушенный мир первобытной гармонии, рефлексирующий и ищущий ответов. Одинокий корабль в бушующем море жизни. Но, именно он – один, обладающий уникальной индивидуальностью, задающий вопрос «червь ли я, или право имею?» был способен решать задачи нового уровня, перед которыми был бессилен первобытный Коллектив. Тут перед нами и производящая экономика, которая позволяет прокармливать всё больше людей, и развитие наук, государственности, искусств и войны, рождение политической истории, несправедливости, имущественного расслоения, эксплуатации, но главное — это уничтожение «человека коллективного». Все перечисленные новшества в зачаточной форме были и раньше, но цели и формы их всегда просты, очевидны и потому в рамках отдельно взятого коллектива справедливы. Теперь же всё стало более сложно, менее очевидно и менее справедливо. Человек индивидуальный в своем развитии достиг немалого. Именно на этом пути он смог осознать всё человечество в целом, а позже создать предпосылки к его уничтожению. Однако справедливости он так и не нашёл. Поиск её и рождал всё основные мировоззренческие системы.

Человечество воспринимало горе и искало пути его преодоления по-разному. Можно горе воспринимать как нечто внешнее относительно жизни, например, как наказание за грехи и смиренно его принимать, становясь лучше, но не замахиваясь на преобразование мира сего (иудаизм и христианство). Можно воспринимать горе как часть системы, то есть жизни, а жизнь воспринимать как нечто нереальное (майя), и опять же невовлечение в жизнь воспринимать как фактор спасения (индо-буддийский тип). Правда, можно вообще ни о чём не задумываться и потреблять. Это, кстати, тоже мировоззрение. На фоне той или иной религиозной мировоззренческой традиции человек всегда вынужден был совмещать реальную жизнь и поступки с установившимися догмами. Какие бы правила не налагались на поведение человека, реальные нужды и жизнь всегда брали своё — если, конечно, набор табу не был настолько силён, что тормозилось само развитие общества и оно, загнивая, существовало, столетиями плодя инферно. Так возникали всегда мирской путь и монашеский, и, в зависимости от самой традиции, образовывались особенности их взаимодействия, и как следствие, специфические формы борьбы с этим самым горем и несправедливостью. Перечисленные выше альтернативные пути зародились почти сразу, как только личность стала выделяться из коллектива по всей ойкумене.

Что же сталось с Красной Идеей? Она по-прежнему занимала свою нишу, не становясь чем-то большим. Люди Красной Идеи на протяжении тысячелетия были теми самыми мирскими тружениками. Находясь в рамках той или иной религиозной традиции, они оставались реалистами, искали путь деятельного (здесь и теперь) изменения мира. Сначала это выливалось в социальное моделирование. Иначе говоря, люди творили справедливость в своём роде, общине, племени, полисе. Наиболее полно Красная Идея воплотилась в эллинстве. Так рождалась Спартанская государственность, Афинская демократия, республики и тирании. Люди искали лучшего — как поднимая восстания, так и просто трудясь не покладая рук. Приходили новые учения, новые боги, которые угнетали или оправдывали угнетение человека. Создавались условия, когда люди терпели поражение в борьбе за свободу, а общественные законы начинали служить единицам или некоему высшему порядку, или закону, который подчинял и нарушал все устои радости и человеческой гармонии. Там, где социальное моделирование не приносило большинству ожидаемых плодов, люди творили миф о Золотом веке, как воспоминание о прошлом человечества в рамках рода и общины, ещё не разделённого на сословия, ранги, касты и классы. Мудрецы строили утопии, рисовали картины о Городах Солнца. Но подсознательное ощущение того, что человек живёт неправильно, того, что он рождён для счастья, память о той самой ЭН — Золотом веке, суровом, но по-своему гармоничном, была постоянным источником, подпитывающим подспудно крепнущую Красную Идею.

К концу XVIII — началу XIX века, пройдя многие этапы своего развития, Красная Идея получила не только своё самоназвание — социализм, но и новые, более конкретные формы, и, развиваясь, выделилась из моря потенциальных мировоззрений. Дальше — больше! Наряду с простой жизнью в труде и борьбе — тысячи осознанных и неосознанных последователей вливаются не только в творчество создания социалистических утопий, но и в революционную борьбу масс. И, как следствие, Красная Идея получает новый магистральный путь своего развития – общественно–политический.

Автор Константин Верцинский 249 Articles

Строитель НКК, Северо-западная формирующаяся ячейка

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий