Межзвёздное

Вчера мы были в кино, на утреннем сеансе. Если честно, то очень редко мы туда ходим. Современный кинематограф редко обращается к Красной идее — очень много в прокате «фильмов-аттракционов», полностью развлекательных. Тем ценнее те редкости, которые удаётся увидеть и пропустить через себя.

Это был фильм о людях и их величайшей борьбе, на Земле и в космосе. «Земля — колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели» — писал К.Э. Циолковский. В основу кино легло именно мировоззрение космизма. О том, что люди будут первопроходцами новых миров. О том, что разум — это не узко земное, а межзвёздное. «Interstellar».

Каждый винтик в их руках давно мог стать пулей.

Герои фильма — это учёные, исследователи, первооткрыватели. Те люди, за которыми будущее. И на экране идёт настоящая битва между человеческими качествами. Всего один порок, всего одна слабость в решающий момент оказываются фатальными и ставят под угрозу выживание людей как таковых. Старый профессор, ответственный буквально за спасение человечества, ставит на нём крест и верит, что найти решение невозможно. Но он объединил тысячи людей, которые строили космические корабли. Космонавт, одинокий на необитаемой планете, идёт на обман, чтобы за ним прилетели хоть когда-нибудь. Но перед своим полётом он вдохновил десятки людей присоединиться к экспедиции.

— Мы ведь столкнёмся с невероятными трудностями, со смертью.. но не со злом.
— Думаешь природа не может быть злом?
— Нет. Непостижима, пугающе… она не зло. Разве лев — злодей, убивающий антилоп?
— Значит и люди не злые?
— Да.

Здесь нет злодеев — каждый герой совершил в своей жизни множество достойных вещей. Напряжённый сюжет фильма основан на конфликте. Но это конфликт не между людьми, группировками, цивилизациями. Это прежде всего конфликт человечества с самим собой. В людях схлестнулись две формации — прошлая и будущая. Природная стихия, как революция, обострила эту битву, вытолкнула её на поверхность. Возможно, и нам предстоит такое будущее, в котором у нас не будет десятков лет, чтобы построить новое общество. С глобальной катастрофой разобщённый мир справиться не сможет никогда, и надо будет буквально на лету собирать вместе всех, кто сможет собраться.

Эволюция пока не в силах преодолеть этот простой барьер. Мы готовы жертвовать собой искренне, беззаветно ради тех, кого мы знаем. Но наше сочувствие не распространяется на чужих людей.

Фильм напрямую говорит о том, что такое — жить без мотивации дальними. Ради великих дел людей обманом заставляют работать вместе. А что такое обман в экстремальной ситуации — мы тоже увидели. Это будет конец. НКК не приемлет такого пути. Поэтому в Школе НКК обязательно вырабатывается мотивация дальними. Это интернационализм, подлинный гуманизм. Это умение жить ради тех, кого мы не знаем — потому что они для нас не чужие.

Шагнув во вселенную, мы должны понять, что межзвёздные путешествия требуют от нас, смотреть дальше пределов, отведённой нам жизни. Мы должны мыслить не как индивидуумы, а как биологический вид.

Знакомство с этим фильмом необходимо было и для нашей съёмочной группы мультфильма «37-я звёздная». В самом «Interstellar» тоже множество заимствований (взять хотя бы дизайн космопланов, похожий на Mass Effect), но это не так важно, как то, что фильм открыто распространяет Красную идею — веру в человека, в его победу над пороками и разобщённостью, в его будущее. Убеждённость, что нет высших сил над нами — только сами люди себе могут помочь. Мы сможем мыслить как человечество — создать ноосферу, как писал Вернадский. Если новый человек победит в себе старого. Для этой победы работает и НКК. Всем рекомендуем этот фильм посмотреть.

P.S.

Создатели фильма рассказали, что работа на визуальными эффектами чёрной дыры, занимающей центральное место в сюжете, привела в научному открытию — оказалось, что вокруг типичной черной дыры должен существовать искривлённый аккреционный диск — не совсем такой, который формируется вокруг планет и звёзд. После работы над этим фильмом было написано как минимум две работы для научных журналов.

Автор Иван Котран 63 Articles
Самарская формирующаяся ячейка НКК

2 Комментарии

  1. Сомневаюсь что фильм распространяет какую-либо красную идею, вот тут есть подробности

    http rabkor точка ru/culture/movies/2014/12/18/interstellar/
    (ссылка изменена модератором, т.к. сайт «Рабкор» недоступен и может быть заражён. Заходите на свой страх и риск, а лучше читайте через текстовую копию в кэше Google)

    • А вы, товарищ Алекс, сами писали эту рецензию, или просто прочитали и поверили?

      По этой рецензии могу сказать, что у автора получилось скорее сделать обзор буржуазной культуры и её истории. Первая половина рецензии — ни о чём. Биографии актёров, режиссёров, история «Одиссеи» Кубрика, рецензия на «Одиссею» — всё это к «Интерстеллару» не относится никак. Тем более не мотивирует посмотреть фильм (мне, например, «Одиссея» отвратительна по своему содержанию, но привлекательна по форме).

      Вторая половина — пропаганда религиозного мировоззрения. Автор это признаёт: «Из всех многочисленных возможных подходов к анализу «Интерстеллара» ниже приводится религиозный». Выходит, это наиболее близкий и удобный автору подход. Отсылки к Библии, «идея восходит к идее». Как материалисты, мы думаем, видим и говорим, что — например — образ гибнущей Земли происходит из материального факта: в будущем вероятна экологическая катастрофа, поскольку ноосфера не сформирована и люди не компенсируют своё негативное влияние на биосферу. «Идея людского общества, которое обречено» — а это вообще враньё, поскольку фильм — о надежде. Обречённые не летают в космос.
      Наследие евангелистов подробнейше расписано в рецензии, а наследие Циолковского — совсем никак. Опущено всё «неудобное». Про разные типы мировоззрения — у нас есть заметка http://zastava-nkk.ru/nauchnost-nashej-kultury/

      В целом рецензия на «Рабкоре» — это не рецензия, поскольку сам фильм, его суть, посыл в ней не рассмотрен — только обрывочные факты из него. Конечный итог — на фильме поставлен крест, и неважно, что он христианский. А то, что фильм о людях, а не о символах и метафорах — вообще автор будто не увиде

Оставить комментарий