Наша цель — сеть сообществ

PER ASPERA AD ASTRA

Как писал ещё в 60-е гг. прошедшего столетия Герберт Маркузе, созданные в мире технологии принципиально способны обеспечить всем людям здоровые условия жизни, освободив их от тягостных забот о хлебе насущном, а высвобождающаяся человеческая энергия может быть направлена на обогащение культурной жизни людей, стран и народов. Автоматизация создаёт условия для преодоления общественного разделения труда, а значит — и самого общества отчуждения, этого «проклятия человечества». Но вот использует современная цивилизация свою технологическую мощь в целом крайне иррационально — разрушительно для природы, культуры, физического и морального здоровья людей. В этом состоит вопиющее противоречие современной эпохи. Мир, образно говоря, «трещит по швам» — он чреват всевозможными катастрофами.

В хаосе проглядывает лицо фашизированного неолиберализма, окончательно сбросившего демократический «имидж», и его не более радостных альтернатив — лжесоциалистических, неофашистских и фундаменталистских. Результатом хаоса в мире, где есть ядерное оружие и атомные электростанции, также может стать всеобщая гибель. И капитализм, и «реальный социализм» оказались в целом неспособными справиться с существующими угрозами. Первый — по самой своей природе; второй — поскольку перенял многие черты первого. Похоже, что технологическая мощь цивилизации ставит вопрос о преодолении самого общества отчуждения не только как о возможности, но и как о жизненной необходимости. С разных сторон, нередко в оппозиции друг другу, эта идея была обоснована представителями двух радикально-гуманистических учений: коммунистического и ноосферного.

Ещё в 1844 году двадцатишестилетний Карл Маркс охарактеризовал коммунистическое общество как «осуществлённый натурализм человека и осуществлённый гуманизм природы», что соответствует сформулированной веком позже В.И.Вернадским идее ноосферы. Назревшее объединение ноосферного и коммунистического учений было предпринято в грандиозном научно-художественном синтезе И.А.Ефремова, последователями которого мы себя считаем. Ценностями коммунистического общества мы видим открытое каждому познание мира, заботу о ближнем, ответственность за всех и всех за каждого; человеческим типом — труженика, творца и героя; всё остальное второстепенно.

Научный коммунизм — это положительная альтернатива хаосу, но как антиэнтропийный проект он требует сознательных усилий. Необходимо выработать на научно-практической (а не религиозной!) базе новую, гуманистическую и ноосферную этику [см.: Э.Фромм. «Человек для себя»]. Необходимо культивировать основанные на нормах этой этики подлинные человеческие отношения и строить из себя и из своих детей новых людей, несущих прочные знания и убеждения, способных приходить к единой точке зрения без подавления индивидуальности. Раз мы полагаем, что мировая Община будущего — это когда «один за всех и все за одного», то и в своей малой общине мы должны развивать те же отношения.

Необходимо создание сети таких сообществ, способных совершать нужное действие в нужное время и в нужном месте. Неизбежные социальные потрясения могут привести к положительному результату, только если «снизу» будут выращены силы, способные к созданию нового общества, иначе человечество окажется только в худшем состоянии по сравнению с тем, в котором оно находится сегодня. Как писал Иван Ефремов, «это давняя методика всех подлинных революций. Приспеет время, и пирамида рухнет, но только когда внизу накопятся силы, способные на организацию иного общества».

Автор Константин Верцинский 271 Articles
НКК "Восток"

Оставить комментарий