Все занятия по рисованию, со всеми классами я начинаю с «медитации». Которую успешно взял из практики карате. И в начале я старался и завершать урок «медитацией», но начиная с 5ого класса, уже к концу урока, не получается детей посадить в классическую позу ученика. Но младшие — все выполняют. И, если в начале, как только я пришел в школу, это вызывало недоумение, интерес, потом раздражение, то сейчас это — норма.
На занятиях по ИЗО требуется методический материал. Дети смотрят, что им я показываю на примерах. К сожалению уроки сегодня рассчитаны в основном на теоретическое осмысление ребенком изобразительной деятельности. Как было раньше я не знаю, сложно сравнить. Но по общему впечатлению, могу отметить, что за 7 лет (в моей школе такая программа, а есть школы где и в 8ых классах рисуют) по часу в неделю — достаточно, что бы научить основам рисования. Так что можно было бы в программе сделать больший упор на практику. Чем я и занимаюсь)
Еще, что меня обескураживает — так это отсутствие черчения. В нашей школе его нет. И это на мой взгляд очень плохо. Приходится на своих уроках восполнять.
Из проблем с которыми столкнулся — что дети, что родители, что учителя — все подвержены мысли, что рисовать, не всем дано. Что это талант и т.д и т. п. Во многом могу проследить корни о таких суждениях именно в том, что в начале 20ого века «бохема» людей искусства создало такой образ: художник на грани сумасшествия, что это свыше данный талант…
Но давая разные задания ученикам, я убедился, что, да предрасположенности у одних есть к одному — например к декоративно-прикладному творчеству, у других к другому — чисто реалистичное изображение. Но рисовать могут все)))
На своих уроках я ставлю разные цели и задачи. Например:
1. Объяснить, на практике показать, что чем больше труда вложено — тем лучше получается работа.
2. Научить конкретным приемам рисования.
3. И доказать, что рисовать — может любой))
Часто сталкиваюсь с тем, что ребенок или подросток, проведя несколько линий, говорит, что он не умеет рисовать. И сразу бросает это дело на уроке.
На что я нашел такой прием. В беседе задаю вопрос к ученикам:
— Сколько раз нужно нарисовать, например, портрет, что бы он стал получаться? — спрашиваю я.
— 100!! — откликаются дети.
— Мало.
-500!!!
-Мало.
— Три тысячи!?? — уже с недоверием, вопрошают дети.
— Много.
— 600???
— Очень много.
В классе недоумение:
— 550???
— Совсем много!!! А 100, снова много, и очень много. 20 раз — много. 30 раз -мало… 10 раз мало…
Полное замешательство.
— Да рисовать нужно до тех пор, — пока не получится, — поясняю я.
А вот примеры того, как объясняю на доске и что получается у ребят)
А вот примеры, что получилось у ребят:
Порой пятый класс тяжелее промотивировать рисовать, чем первый):
Урок прошел «на ура!!»:
У некоторых учеников — это первые нарисованные объемные предметы:
Вношу корректировку: Все же я узнал, что в школе есть черчение. — но я пока так и не понял кто ее преподает и как оно проходит)))