Об идеальном уроке…

Как и обещал товарищам, начинаю писать на сайт по теме своей работы в школе. Сразу отмечу, что во второй раз здесь всё намного проще и быстрее достигается, чем в первый раз, но, с другой стороны, немало и отличий: каждая школа – отдельный мир, иная страна.

Полагаю, из коммунистов никого не нужно убеждать в том, какую огромную роль для человечества играет формирование мотивации и привычки стремления к идеальному. В связи с этим, пользуясь возможностью, провёл маленький эксперимент среди обучающихся 8-го класса.

Предварительно на элективном курсе, связанном с экологией человека, мы рассмотрели влияние факторов разного рода на процесс обучения. Обучающиеся заполняли соответствующую таблицу, выписывая в неё факторы, оказывающие, по их мнению, отрицательное либо положительное воздействие на урок. После они писали о том, как должен, по их представлениям, выглядеть идеальный процесс обучения.

Тут пришли, конечно, весьма оригинальные пожелания… Чтобы закон всемирного тяготения Ньютона разъясняли на каруселях. Наличие большого количества растений, либо вовсе занятия на природе. Классическая музыка на уроках. Обучение во сне. Смайлы вместо оценок. Учёба внутри гигантского аквариума. Наличие машины времени для уроков истории и инструментов для уменьшения размеров человека, чтобы проводить экскурсии среди микроскопических объектов.

Удивили такие пожелания как практика приготовления пищи и шитья на уроках труда, что в советское время, по крайней мере, являлось не идеалом будущего, но повседневной реальностью.

Далее совместно с ребятами мы выявили те положения, которые являются общими для всех представлений об идеальной школе. Оказалось, что сюда относятся:

  1. Тишина в классе и умение учителя объяснить тему.

Тут не вполне понятно, почему при наличии атмосферы конструктивной договорённости и единого мнения продолжается адский шум, как только прекращаем работать письменно, хотя частично это объясняется оживлённой дискуссией по теме.

  1. Усиление практической части занятий (лабораторные, экскурсии, и т. д.).
  2. Бесплатные обеды.

По поводу последнего пункта я ответил, что ничего не могу поделать: нужно заниматься политикой, чтобы что-то здесь поменять.

Ну и разумеется, все хотели бы чтобы в такой школе все были счастливы.

Далее я рассказал про коммунистическое будущее Ивана Ефремова, школу, описанную там, про своё сновидение на тему идеальной школы, приходившее когда сам учился в школе.

Данная рефлексия продолжалась в течение трёх уроков элективного курса, занимая от каждого занятия весьма небольшое количество времени, как пример для осмысления влияния на человека и его деятельность суммы экологических факторов.

Замечу, что подобная работа, предположительно формирующая мотивацию и привычку стремления к идеальному, может быть произведена и в рамках иного предмета, например, на уроках изобразительного искусства; тем более ФГОС подразумевает обязательную реализацию метапредметных результатов в процессе обучения.

Возможно заметка получилась и не самой весёлой в смысле напоминания о выпусках киноальманаха «Ералаш», но практика показывает, что наиболее ценны здесь разговоры о методах достижения идейной стойкости.

Конечно, один маленький эксперимент не свидетельствует ни о чём совсем. Лишь данные многих лет способны подтвердить либо опровергнуть успешность или бесполезность методик в данной области. Да и нет у меня мысли, что однократный эксперимент способен что-то основательно изменить. Скорее это идея, как можно работать в этом направлении в современных условиях, один из многочисленных вариантов, тем более, что подобное творчество доставляет радость как ребятам, так и учителю.

А как вы представляете себе идеальный урок, идеальную школу?

9c9b90c8cb61cace46dab03951c0bd33

Автор Дмитрий Тюлин 49 Articles
Зарождающаяся ячейка НКК "Саратов-Энгельс"

2 Комментарии

  1. Идеальный урок, на мой взгляд, должен в первую очередь развивать в учащихся самостоятельность, вызывать желание самому заняться научным поиском. У меня дочка учится в неком подобии идеальной школы. На уроках — куча экспериментов, учителя — энтузиасты, безмерно увлеченные своим делом, но в меру строгие. И, разумеется, много-много заданий, позволяющих выработать автоматизм навыков решения научных задач…

  2. Да, и, кстати, похоже, что чем талантливее дети, тем они менее дисциплинированы (в большинстве случаев). Во всяком случае, на наших «маленьких гениев») жалуются все учителя. На Всероссийскую, например, олимпиаду идут всем классом — и всем классом занимают призовые места. А на уроках гвалт стоит невообразимый)

Оставить комментарий