Образовательный тренинг и рыночная экономика

Тренинг заключает в себе огромный потенциал помощи людям. Однако практика показывает, что этот потенциал никак не может раскрыться. Современные тренинги не охватывают всей потребности в них.

Otr-1Десятилетиями действующие методики остаются неизвестными большинству нуждающихся, школы тренингов находятся на грани выживания. Кто задумывался об этой ситуации и хотел бы её изменить — для того и написана данная статья.

Тренинг считается новой и современной методикой обучения — быстрой и конкретной, призванной восполнить бреши пришедшей в кризис системы классического образования. За последние годы появилось бесчисленное множество тренингов на все случаи жизни, но при внимательном рассмотрении оказывается, что тренинг также пришёл в кризис. Тренинги быстро стали товаром и их постигла участь всех товаров в рыночной экономике. Главное стало получить деньги. Информирование о тренинге выросло в самостоятельную рекламу и оторвалось от содержания курса, расцвело дурным цветом несбыточных обещаний. В приоритет вышло не решить проблему, а привязать человека к себе, заставить ещё и ещё приходить.

Тренеру приходится или работать на дядю (и выполнять дядины задачи), или совмещать в себе разрывающую личность помесь Учителя и Торгаша, двух субъектов с принципиально разными целями. Многие замечательные методики незаслуженно забыты, многие отличные преподаватели ушли с практики, не оставив продолжателей.

Качество тренингов страшно упало. Появилось огромное количество бездумно переведённых с иностранных языков методик, не адаптированных должным образом. А так же «авторских» поделок из надёрганных с Интернета упражнений. Проверять и обкатывать долго и дорого, а деньги нужны сейчас. И сырая методика идёт в работу, получая огромный процент несрабатываний и становясь трудноотличимой от финансово-мошеннической аферы.

Через некоторое время такой активности у многих выработалось устойчивое отношение к тренингам как к пустой трате времени или даже сектанству. А слово «психолог», вследствие ужасающей некомпетентности многих получивших психологическое образование лиц, умноженной на деликатность сферы деятельности, стало почти ругательным.

Вместо чёткой методики, построенной на мощном научном фундаменте с полным пониманием дела, тренинг превращается в набор мистических действий. Тренинговые центры заражены эзотерикой и оккультизмом, ходят диковатые провидцы-сновидцы и знахари-маги, вперемешку с вполне конкретными курсами тайм-менеджиента и управления персоналом предлагается гадание на картах таро и смутные «женские практики». Обучение физической саморегуляции слилось с «путём ящерицы», на курсе скорочтения за стенкой слышны вопли и завывания на «древних ритуалах». Оторванные от науки, многие такие мероприятия так и называют «практики». Говорящий термин! Практика без теории, действие без понимания.

В самом ли тренинге дело? Едва ли. Кризис классического образования был выделен как одна из «глобальных проблем» ещё в 70-х годах и с тех пор ситуация только усугубляется. Даже в узких отраслях знания за один год выпускается столько литературы, сколько один человек не в состоянии прочитать за жизнь.

Именно системы быстрого и практического обучения, связывающие фундаментальные исследования и постоянно меняющуюся текущую ситуацию, призваны решить кризис образования, и тренинги занимают здесь почётное место. Но практикующие тренеры, с тысячами прекрасных результатов и с широкой известностью, с сожалением признают, что не могут охватить всех нуждающихся.

Потому что прежде чем провести курс, нужно сначала устроить целую рекламную кампанию, набор групп непредсказуем, чтобы покрыть все расходы и риски, приходится в разы завышать стоимость, отсекая тех, кто не сможет её заплатить. А большинство о них даже не знает и не узнает — пути массового информирования о тренингах плотно контролируются и стоят больших денег.

И тренер регулярно оказывается со своими 20% группы, на 80% вхолостую тратя свои силы, время и умение. А 80% не попавших к нему людей остаются со своими проблемами всю жизнь.

Кого такое положение дел устраивает, может закрывать статью. Кто считает что так неправильно — прошу продолжить читать.

Грамотно составленные, хорошо работающие и результативные сами по себе тренинги душатся и подавляются окружающей их экономической средой, как сильных и мощных рыб душит загрязнённая нефтью и мусором вода. Имя этой подавляющей среды — рыночная экономика. Именно она превратила тренинг из средства помощи в средство наживы. А преподавателей из коллег в конкурентов и воров идей, лишив возможности свободно, с пользой для себя и других делиться опытом и помогать друг другу.

Что за экономическая среда среда без рынка и конкуренции? Я говорю об общественной экономике, о социализме и коммунизме.

Те, кто свято убеждён в невозможности и негативности попыток построения коммунизма — могут дальше не читать. Тех, кто готов думать о социализме, признавая и неудачи и успехи, прошу продолжить чтение.

Какое будет положение дел в общественной экономике? Попробуем представить.

Если не будет рыночной экономики и конкуренции. Если перестанут решать бабло, связи и реклама — станут решать методика, востребованность и профессионализм. Если информация будет свободно и доступно распространяться (только представьте — вам дают выступать по центральному телевидению, миллионы просмотров!), на тренинги будут приходить все те, кому это действительно нужно. Комплектование групп на 100% и предсказуемая на несколько месяцев вперёд нагрузка станет привычным делом.

Тренеры смогут работать на полную мощность и гармонично отдыхать. Преподаватели, избавленные от конкуренции и страха за свои патенты, смогут свободно делиться методиками и находками, объединять подходы и усилия — и тогда мы сможем взяться за проблемы по-настоящему системно, массово их решать в рамках всего общества.

Представьте себе целую страну, где почти всё население успешно проходит множество всевозможных тренингов, курсов и семинаров. Широкое применение тренингов встроено в систему государственного образования, при мощной государственной поддержке и прямой связи с НИИ психологии и педагогики и c университетами.

Мне говорили, что среди людей, занимающихся тренингами, не найти по-настоящему переживающих за ситуацию в обществе, горящих желанием помочь множеству людей, а не только тем, кто заплатил. Но я знаю, что они есть. Потому что точно так же мне говорили про людей любой другой сферы. Если вас зацепила статья и волнуют поднятые в ней проблемы — не отсиживайтесь, отвечайте, выходите на связь.

Автор Алексей Теркин 25 Articles
Северо-западная формирующаяся ячейка НКК, строитель научно-коммунистической субкультуры

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий