Письмо А.М. и другим через прошлое. Бумага – не песок

Помнишь, да, как наконечник стрелы на Куликовом поле из земли с тобой вынули? Как ты под гитару кричал: «Слышишь? Нам важно друг друга понять! Слышишь? Нам важно друг друга принять!» Если слова твоей песни чуть неверно запомнил – извини! И грозились мы с тобой всему миру явить шедевры искусства… Не знаю, как ты, я тогда ужасно далёк был от понимания, как выглядит творческий источник в каждом человеке.

Именно мощь творческого источника делает трудной для меня задачу писать о работе в школе посёлка Октябрь. Тяжело найти, с чего начать, но, поскольку ты – учитель рисования, я также поведаю о рисунках.

Посмотри на фото, где я со скелетом, который мы с Димкой Поповым, единственным учеником на целый класс, собирали. Он постучал по черепу и сказал: «Бедный Йорик!» Тут же и Ленин с красной лентой с серпом и молотом, которую мне подарил Ваня Евдокушин на пикете в защиту «магнитовского» профсоюза. Меня попросили убрать Ленина, и я написал заявление об увольнении. В этой лаборатории ещё периодически паутину с мухами по углам снимать приходилось. И вот, обрати внимание, справа от Ленина и слева от него на книгах – какие-то документы. Это рисунки, сочинения, всё такое, которые копились здесь не один год. Иногда я вынимал их из файлов, в которые требовалось упаковать листы портфолио. Портфолио приходилось распечатывать каждые полгода, и каждый лист требовалось поместить в отдельный файл. Я рассматривал рисунки многолетней давности, читал эмоции в почерке тех, кто давным давно покинули школу, и больше всего на свете меня поражала неотвратимость смены. Я задавался вопросом: кто они теперь и кем были и вот так, именно там, приходил к марксистским убеждениям, не в книжном смысле, но через мотивацию болью. Как учитель ты должен понимать, что фраза Антуана де Сент-Экзюпери о том, что «в каждом человеке убит Моцарт» – не пустые слова. Ты ныне целиком в работе, ты радостен, ты увлечён, но посмотри, как мало людей в нашей стране и в мире имеют такое простое человеческое счастье! В детстве – да: творчество, дружба, мечты, идеалы, потом же вынуждены вертеться всю жизнь как хомяки в колесе, ради близких, ради новых поколений… И я настаиваю на том, что коммунистам требуется обратить внимание не только на продолжительность рабочего дня, но и на его качество: это рутинный труд или творческий, отчуждённый или смыслообразующий? При коммунизме весь рутинный труд возьмут на себя роботы, и всякий труд станет смыслообразующим! В общем, я сохранил только рисунки своих учеников (я просто забрал их с собой, покидая кабинет), за исключением плакатов, которые рисовали для конкурсов. Лучший, использовавшийся в преподавательской деятельности, я сфотографировал. На этом сайте, среди людей неравнодушных, всему этому – подходящее место.

Барканова Наташа, 9 класс: «Строение сердца».

Барканова Наташа

Вы играли в детстве в «камень-ножницы-бумага-карандаш-огонь-вода», когда одновременно пальцами символ выбрасывают? Вода заливает огонь, ножницы режут бумагу? Рисунок это отпечаток души, какой ты есть в тот момент, когда держишь в руке карандаш или кисть. Да ты лучше меня должен это понимать! Такова особенность изобразительного искусства: принцип «Остановись, мгновение!» Вопрос в том, как мгновение перевести в вечность! Так вот, знай: бумага – не песок, но Интернет – не бумага.

Дмитрий Тюлин, Джавадов Мурсал, 7 класс: «Фотонная ракета». Бумага, как видишь, пожелтела.

Фотонная ракета

Меня ссадили к Мурсалу на заднюю парту за болтовню на физике, я показал будущему другу книгу Зигеля «Неисчерпаемость Бесконечности», и мы принялись изобретать фотонный двигатель. Проблема заключалась в том, что если хранить антивещество в резервуаре из вещества, в момент их контакта произойдёт аннигиляция: одной спичечной головки антиматерии достаточно для того, чтобы уничтожить Солнечную Систему!  Как видишь, особое поле удерживает антивещество внутри резервуара из вещества в левитирующем состоянии; они соединяются лишь на выходе, создавая реактивную тягу. Однако моя ученица Надя Бехштедт заметила, что такая ракета не полетит… Но ведь долетела из 1990-х в 2010-е…

Валя Бехштедт, 5 класс: «Нет ничего красивее планеты Земля!»

Валентина Бехштедт

Так назывался конкурс сочинений, с последующей исценировкой. Я сразу заявил жюри, что дело разворачивается в Светлом Коммунистическом Будущем. У Вали рожки мигали красным, у прочих космонавтов были изготовлены из пластмассовых шариков на проводах. Старшеклассницы чертили мелом на доске космодром и ракеты. Данат, как корреспондент ТВ будущего, приветствовал жителей гор, Дима Попов работал диджеем: «Одинокий Пастух» Эннио Морриконэ и «Музей Института Времени» из «Гостьи из Будущего» крутил. Самоутвердиться Попов также не забыл. Теперь жалею, что не сфотографировал его плакат в стиле Мистера Бина «ЧЕРЕП», плакат, на который я возлагал столько надежд, впрочем, тут какая-то другая история…

Здесь на заключительном уроке природоведения Валя Бехштедт рисовала пещеру времён первобытного коммунизма. Минус, как я понимаю, за Плутон:

Валя Бехштедт

Это меня на педсовет вызывали, и я 7-му классу оставлял стеклянные трубочки, микроскопы, а также – банку с болотной тиной и циклопами, чтобы рисовали с натуры.

Демьяненко Максим

Демьяненко Максим, 7 класс: «Циклоп и личинка подёнки, обозначенная как «червь»». По зоологии лучше всего знал беззубку, которую принёс в живой уголок и которая на рыб зубастых глохидиев выбросила.

Однажды, когда спортзал ремонтировался, а на улице хлынул ливень, рисовали на физкультуре (это был большой для сельской школы класс, человек 17) любимые виды спорта:

Мехрализаде Рафат, 5 класс: «Биатлон»

Мехрализадэ Рафат

Федоренко Вера, 5 класс. Картина называется «Финиш»?

Федоренко Вера

Увы, всех работ разместить не могу, при всём желании.

Иллюстрация Насти Карась, 5 класс, к её собственному рассказу «Жестокий розыгрыш», рассказ, который я специально не заказывал. В конкурсном рассказе хромала логика, учительница русского языка посмотрела работу и сказала, что ничего с текстом не поделать, но я научил Настю писать план к рассказам, после чего она блестяще выступила на конкурсе, а далее по собственной инициативе написала «Жестокий розыгрыш». Саша Носкова, где же твои новые рассказы?

Настя Карась

Лена Чиженькова, 6 класс: «Дружок».

Чиженькова Лена

Чиженькова Лена-2

Этот рисунок также был сделан по собственной инициативе и подарен мне, как раз во времена конкурса рассказов. На этом я, пожалуй, завершу обзор школьных рисунков.

Мне хочется заметить вот что. В 1985 году несколько учеников одной из средних школ г. Баку придумали орден (в 6 — 7 классе учились), вокруг которого выросла наша научно-коммунистическая культура (НКК), неформальная субкультура, которая в коммунистическом будущем перерастёт в культуру. Мне тогда было 3 годика, я помню как в этом возрасте в гостях у бабы Кати впервые осознал, что «я есть». СОШ и ООШ так устроены: одни приходят, другие уходят… Но орден так и существует, как одна из ячеек НКК, и Славик с Олегом дружат до сих пор! Не смывает творческий импульс океан Вселенной, понимаешь?! Когда я учился в школе, у нас тоже была команда с эмблемами-орденами на грудь в виде чёрного ромба с двумя жёлтыми точками: «Чёрная кошка».  Шифры придумывали (я до сих пор символику помню), но где всё? Мы не поняли в наше время главного: любая дружба тогда только обретает нерушимую силу, когда начинает существовать ради дела, которое для всего человечества! А те ребята из Баку поняли вовремя!

Вчера я брёл «на пары в универ» и увидел следующий рисунок, выполненный маркером по непонятного содержания плакату, похоже, кем-то из студентов:

Городской рисунок

Экзистенция, как видишь, проста. Они выросли и повернулись спиной друг другу, от душ остались одни скелеты из мёртвой проволоки. Характерная тоска для предшествующих коммунизму эпох, которые Иван Антонович Ефремов в научно-фантастических романах о светлом будущем назвал Эрой Разобщённого Мира (ЭРМ).

Но паутину безжизненной логики сбросить не так трудно. Есть история ордена, как начало истории НКК, есть твои воспоминания о школьных годах, и у тебя есть ученики, ты можешь сопоставить эти факты и увидеть, что такое 5 класс, 6 класс, 7 класс, и т.д., реальную картину, не мифологию теряющего память об источнике смыслов субъекта. Homo Sapiens мы все, от момента рождения, вот в чём дело!

И ты знаешь из диалектики Маркса, что всё в жизни развивается по спирали. Вначале ты обращаешь внимание на то, что всё возвращается. Когда я впервые вошёл в класс как учитель, я воспринимал реальность не тем отделом мозга, который бился над созданием ячейки НКК в Саратове. В каждом классе я просыпался на том моменте, на котором я этот класс много лет назад закончил. Это первое, что изумило меня, когда я стал учителем. И только затем я обратил внимание на то, что речь идёт всё же не о круге, но о новом витке спирали.

Только вдумайся: как хорошо, что мы с тобой в НКК, которое развивается от импульса искренней школьной дружбы! Коммунизм это не то, что может нагонять тоску животного, запертого в клетке! Коммунизм есть мир освобождённого творчества! Мне трудно выразить словами, что нам нужно нести попавшим в беду людям ЭРМ, но я надеюсь, ты понимаешь, что я пытаюсь достучаться до тебя нашими идеалами безграничного творчества!

Вообще, мне нравится этот новогодний комментарий на Красном ТВ о творчестве Карла Маркса:

О-Марксе

Когда я работал в школе, я на 100% вкладывался воплотить наши, НКК, идеалы, хотя и не всегда получалось…

Ола ДеС и хомяк Homo Sapiens. И вовсе не всегда он бывал заперт в клетке! Рыцарский поступок совершил в 9 классе Греков Роман, когда принёс клетку c колесом и Марыськой, которую прозвали Homo Sapiens – детям!

Homo Sapiens

И вот о чём я хочу попросить тебя в заключение теперь, когда высказался: просто посмотри всю заметку по второму кругу и взгляни на то, что я тебе рассказываю и показываю непредвзято, широко раскрытыми глазами! Каждое мгновение имеет смысл, вот что главным являлось там, в Октябре, и мне хотелось бы проложить мост между мирами, нанести смысловые координаты на карту НКК! Заранее прошу прощения за то, что местами могу оказаться непонятен!

Эра Разобщённого Мира, планета Земля,  галактика Млечный Путь, до коммунизма далеко…

Автор Дмитрий Тюлин 49 Articles
Зарождающаяся ячейка НКК "Саратов-Энгельс"

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий