Поход по Самарской Луке

В выходные мы совершили небольшой тур-де-режьён — проехали 45 км на великах по гордости нашего региона — национальному парку «Самарская Лука».

Цели поездки — атмосфера, коллективный спорт, сплочение. Мы всеми силами сейчас стараемся расширять круг общения. Этот поход запланировали за неделю, починили железных коней, изучили карты… Было нас четверо — Даша, Ваня, Миша (брат Вани) и Максим (товарищ Даши и Вани, а с февраля ещё и Ванин сосед по работе).

В 8.00 (уже довольно жарким утром) мы встретились на «Дне». Не Волги, разумеется. «Дно» в Самаре — это местная колоритная достопримечательность, где можно купить свежеприготовленный пенный напиток от Жигулевского пивзавода. Иногда данное название связывают с пьесой Максима Горького «На дне», который одно время жил в нашем городе. Но это неверная гипотеза.

dno_text_3
То самое дно
LastYear
Ровно год назад наши товарищи из Ленинграда были здесь же, но тогда была пешая прогулка и только в городе))
ЖПЗ
Жигулёвский пивоваренный завод — один из старейших пивзаводов России. Построен в 1881 г. австрийцем фон Вакано.

Так вот. Погрузились мы на катер (на теплоходы велосипедистов не пускают) с нашими алюминиевыми велосипедами (из них один стальной) и уже через 7 минут были на противоположном берегу реки, в селе Рождествено. Оттуда и тронулись в путь. Какое-то время мы ехали, прохлаждаясь, — с ветерком, по ровной асфальтированной дороге. На прямых участках радостно крутили педали, искали свой предел скорости. Вокруг всё заполнял медовый запах трав, зелени, цветущих деревьев. Это всё сопровождало нас на протяжении всего пути, а вот беспрепятственная дорога очень скоро закончилась!

Ширяево велосипедисты

Для троих из нас (я, Ваня и Максим) это был первый продолжительный велотур по пересеченной местности. Миша более опытный ездок по неасфальтовой поверхности, он постоянно вырывался вперед и явно был недоволен тем, что мы немного задерживаем движение, недостаточно виртуозно объезжая многочисленные рытвины, лужи, ворохи веток и прочее (и вообще мы часто переходили на шаг, слезая с седла). Мы постарались объяснить ему, что если мы выехали коллективом, соответственно, и двигаться нужно согласованно.

Первая остановка на нашем пути была у «Серпа и Молота». Это самая высокая точка в этом районе, с которой открывается очень красивый вид на село Торновое. Существует версия, что «Серп и Молот» на гору водрузила местная молодёжь, самостоятельно покрасив его в красный цвет — после 1991 года этот памятник советской эпохе валялся никому не нужный в деревне и ржавел. Но есть и другая:

5 Май 2012:
Этот серп с молотом в 1970-е был установлен на дороге к птицеферме и был таким же красным. У нашего поколения этот серп ассоциируется с самым, пожалуй, благополучным периодом села. Всё работало, поля засевались, были клуб, библиотека, школа. А сейчас этот герб — всё, что осталось от истории, простоит до наших правнуков, если не сопрут на металлолом.

5 Окт 2012:
Этот серп и молот установил местный житель: Сергей Тудаков. Сам его водрузил на «вышку», окрасил и облагородил. Все работы оплатил из собственного кармана. За что ему благодарны жители Торнового — бабушки и дедушки. А местная детвора давно облюбовала достопримечательность, — фотографируются на память, и рассказывают городским друзьям о таком наследии прошлого в Торновом.

Орел

ШиряевоКороткий привал и снова в путь! У Вани с собой была и карта местности, и карта смены высот. По карте высот видно, как весело нам было ехать!

Карта маршрута. По идее надо было успеть вернуться по кругу (от Ширяево до Рождествено 30 км)
От Рождествено до Ширяево 45 км. Начало пути справа

Через некоторое время, маневрируя по твёрдой, как камень, высохшей земле и крепко держась за руль, мы подъехали к домику лесника. За ним уже официально следовал Национальный парк. Милая женщина записала наши фамилии в журнал и продала билеты по 100 рублей с каждого туриста — такие правила посещения земель заповедника. Передохнув несколько минут в тени клена за столиком и на стульях, изготовленных из пеньков (к сожалению, фото нет), — подгоняемые Мишей («давайте в темпе вальса, а то придется на этом берегу ночевать»), мы вновь оседлали велосипеды.

Земля не везде твёрдая была. Всё чаще попадались лужи, размытая колея, и целые грязевые ванны. На очередном подъеме мой велосипед пришлось приводить в чувства. Разбирались все, но решение нашел Ваня! (Это не передать, надо было видеть или снимать на видео — прим. Вани)

Ширяево чинят мой велик
Моему велику оказывают первую помощь!

Потом мы свернули в лесок и, съехав с приличной такой горки, оказались на прекрасной равнине! На самом деле это Ширяевский овраг — географический центр Самарской луки.

Ширяево парни Ширяево лесок Ширяево березки

Припарковав велосипеды, мы устроили капитальный привал. Даже полежали на еще по-весеннему свежей и сочной траве, с восторгом глядя в бесконечное небо (фоток нет, так как все смотрели на небо)!

магия-2
Кто узнает отсылку, тому инжирка))

Ширяево велики

магия-1

И снова в дорогу! На этот раз был самый сложный и долгий участок пути. Несколько раз каждый из нас говорил: «Вон там за поворотом — Каменная чаша!»

Ширяево цветок

Но ее все не было… Зато какая была вокруг красота! И опять-таки — меняющиеся высоты… Так что сгибатели-разгибатели коленей у нас потрудились на славу! В итоге мы все-таки добрались до «места силы», поднялись до самой Чаши и наполнили наши бутыли чистой ледяной родниковой водой.

Каменная чаша — памятник природы Самарской области, ландшафтный комплекс в Жигулевских горах. По сути — это расширение Ширяевского оврага в месте впадения в него Каменного оврага в 10 км от села Ширяево. В центре гор образуется большое углубление, окружённое горными гребнями. На склонах горы имеются три источника. Это единственное место, где на вершинах Жигулей пробивается чистая родниковая вода. По преданию сюда стекают слёзы Хозяйки Жигулёвских гор, оплакивающей своё одиночество. Один из источников, бьющий из камня на высоте 175 метров, считается чудотворным: вода из него приносит здоровье и долголетие. Не знаем насчёт последних двух пунктов, но бодрость нам эта водица точно принесла!

Оставалось еще 10 км до села Ширяево. Дорога стала намного легче — не такой бугристой, как на территории заповедника.

Ширяево сирень
Пышные кусты сирени встретили у подъезда к селу!

Минут 40 — и вот мы уже видим знакомые очертания Жигулевских гор у села! Вскоре дорога стала практически полностью известняковой — это основной материал, из которого «сделаны» наши Жигули.

Таким образом мы преодолели примерно 45 километров. Для завершения круга по маршруту оставалось еще 30. Посовещавшись, мы пришли к выводу, что до последней переправы от отправной точки нашего путешествия — Рождествено — мы не успеем. Призвав на помощь смекалку, мы оставили велосипеды, — кои с этого года туристы не имеют право перевозить на крупных судах по Волге, — в сарае, во дворе деревенского дома семьи Максима (Хорошо иметь домик в деревне! — прим. Вани).

Себя же в Самару мы решили вернуть при помощи быстроходного крылатого «Восхода». К сожалению, данное уникальное средство перемещения по воде советского проекта все реже можно встретить на реках России. И вообще с речным транспортом становится с каждым годом все хуже. Суда устаревают, новые не проектируются.

Еще немного прошлись по селу и полюбовались Жигулевскими горами.

Ширяево вид

Ширяево пристань
На горизонте — Жигулевские ворота!
Ширяево Алабин
У ширяевской пристани. Пришвартован «Пётр Алабин»
закат
«Восход» летит по Волге на закате

И на вечерней заре вернулись на Самарский речной вокзал!

Ширяево речвокзалЧто ж, в грядущие выходные нужно будет вызволять велосипеды и проделывать вторую половину круга! И в точно таком же составе!