Прерафаэлиты

Накануне, в поисках определений труда для оформления мыслей на персональном сайте, я натолкнулся на картину художника Форда Мэдокса Брауна.

Форд Мэдокс Браун — «Труд»

Детализация картины захватывала, количество деталей, явно не случайных, заставляли всматриваться, угадывать их смысл. Я прочел статьи, вначале посвященную картине, затем художнику и, наконец, всему течению прерафаэлитов. Сколь же многое эти люди решили поменять в один из самых консервативных периодов искусства — викторианскую эпоху. Взяв за основу ранних художников Возрождения (до Рафаэля) попытались отразить Живую Жизнь вместо академической косности.

Прерафаэлиты отказались от академических принципов работы и считали, что всё необходимо писать с натуры.

Несмотря на, преимущественно, библейские сюжеты и книжную графику отношение к природе и человеку  существенно отличалось в пользу реальной красоты

Где ива над водой растет, купая
В воде листву сребристую, она
Пришла туда в причудливых гирляндах
Из лютика, крапивы и ромашки,
И тех цветов, что грубо называет
Народ, а девушки зовут перстами
Покойников. Она свои венки
Повесить думала на ветках ивы,
Но ветвь сломилась. В плачущий поток
С цветами бедная упала. Платье,
Широко распустившись по воде,
Её держало, как русалку…

(У.Шекспир «Гамлет»)

Считается, что пейзаж «Офелии» — квинтэссенция английской природы. Милле создал его у реки Хогсмилл, в графстве Суррей, проводя у мольберта по 11 часов в день. Художник оставил полные юмора воспоминания об этом процессе:

В течение одиннадцати часов я сижу в костюме под зонтиком, отбрасывающим тень размером не больше, чем полпенни, с детской кружечкой для питья… Мне угрожает, с одной стороны, предписание предстать перед магистратом за вторжение на поля и повреждение посевов, с другой — вторжение на поле быка, когда будет собран урожай. Мне угрожает ветер, который может снести меня в воду и познакомить с впечатлениями тонувшей Офелии, а также возможность (впрочем, маловероятная) полного исчезновения по вине прожорливых мух. Мое несчастье усугубляют два лебедя, упорно разглядывающие меня как раз с того места, которое я хочу рисовать, истребляя по ходу дела всю водную растительность, до которой они только могут дотянуться.

Чтобы понять символизм, который вкладывался в картины, достаточно разобрать хотя бы одну:

Цветы в реке — «причудливые гирлянды», которые сплела Офелия, также несут символическое значение: согласно языку цветов, лютики — символ неблагодарности или инфантилизма, плакучая ива, склонившаяся над девушкой, — символ отвергнутой любви, крапива обозначает боль, цветы маргариток около правой руки символизируют невинность. Плакун-трава в правом верхнем углу картины — «персты покойников» Шекспира, или пурпурные цветы (англ. long purples) в другом переводе. Шекспир, говоря об этом растении, подразумевал, вероятно, внешне схожее, но не родственное плакун-траве растение, — ятрышник мужской из семейства орхидных. Русское и латинское (оrchis (лат.) — яичко) названия этого растения объясняют строку Шекспира «That liberal shepherds give a grosser name» (в пер. М. Лозинского: «У вольных пастухов грубей их кличка»). Розы традиционно являются символом любви и красоты, кроме того, один из героев называет Офелию «роза мая»; ожерелье из фиалок знаменует верность; таволга в левом углу может выражать бессмысленность смерти Офелии; растущие на берегу незабудки — символ верности; алый и похожий на мак адонис, плавающий около правой руки, символизирует горе.

Однако больше захватывает творчество так называемых «младших прерафаэлитов», присоединившихся к Братству позднее, основной идеей которого становится эстетизм, стилизация форм, эротизм, культ красоты и художественного гения.

Данте Габлиэль Россетти — «Вероника Веронезе»

Вдруг, наклонившись вперед, леди Вероника быстро написала первые ноты на девственно чистой странице. Затем она взяла носовую часть её скрипки, чтобы воплотить свою мечту в реальность, но прежде, чем начать играть на инструменте, свисавшем с её руки, она несколько секунд оставалась в тишине, прислушиваясь к вдохновляющим её птицам, а её левая рука блуждала по струнам в поиске высшей мелодии, по-прежнему неуловимой. Это был брак голосов природы и души, рассвет мистического творения.

Данте Габриэль Россетти — «Астарта Сирийская»

 

Джон Уильям Уотерхаус — Леди из Шалот

Стремление получать удовольствие от работы, утраченное в современном индустриальном обществе, продекларированное Рёскином, нашло отражение в картинах на тему труда:

«Дробильщик камня» (англ. The Stonebreaker) — картина, написанная Генри Уоллисом в 1857 году. Изображает рабочего, который кажется уснувшим, но на самом деле умер от непосильного труда. Можно также долго и подробно разбирать все детали картины, но важнее то, что Уоллис писал «Дробильщика» как комментарий к Поправке к закону о бедных 1834 года (Poor Law Amendment Act 1834), которая утвердила систему работных домов для бедняков, а также выступила против иных форм помощи неимущим. Работоспособные бедняки были принуждены к многочасовому физическому труду в обмен на кров и пищу, предоставляемые работным домом, и эта тяжелая работа иногда убивала рабочих.

Уильям Белл Скотт — «Железо и уголь»

Указанный в начале этой заметки Браун, помимо «Труда» (картина изобилует отсылками к событиям того времени) освещает проблему эмиграции через «Прощание с Англией»:

Образованные люди связаны со своей страной в самом деле другими связями, чем неграмотный человек, главное соображение которого — еда и физический комфорт.

Несмотря на свой старт «за здравие» течение в итоге перешло в эру декаданса, которому также свойственен эстетизм. Однако мысли Рёскина еще долго будоражили умы людей:

Легко управлять кистью и писать травы и растения с достаточной для глаза верностью; этого может добиться всякий после нескольких лет труда. Но изображать среди трав и растений тайны созидания и сочетаний, которыми природа говорит нашему пониманию, передавать нежный изгиб и волнистую тень взрыхленной земли, находить во всём, что кажется самым мелким, проявление вечного божественного новосозидания красоты и величия, показывать это немыслящим и незрящим — таково назначение художника.

А после него еще и Уолтер Патер:

Искусство не дает нам ничего, кроме осознания высшей ценности каждого уходящего момента и сохранения всех их.

 

Автор Константин Верцинский 269 Articles
НКК "Восток"

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий