Пропаганда беспомощности

Страшная особенность массового обмана в том, что люди в массе своей пока не склонны к самостоятельному научному мышлению и медленно изучают новые способы обмана. А очередные ловушки слишком часто уже готовы.
Вот сейчас наконец-то разошлось среди граждан некоторое понимание того, что даже не только реклама, а вообще всё, что подают по телевизору — кем-то планируется, и с немалым трудом и кропотливостью создаётся продукт для воздействия на их поведение. То же и с радио. И с плакатами вдоль дорог. Что и появившиеся перед выборами газеты, и случившиеся события — всё неспроста.

Разошлось некоторое понимание, появились книги про манипуляцию — но вот тут многие совершили промашку. Нахватавшись знаний — посчитали, что теперь они всё понимают и могут небрежно обсуждать очередные происки манипуляторов. Но внимательный наблюдатель отметит, что поведение масс по-прежнему далеко от по-настоящему адекватного, что всё так же люди «ведутся», так же стереотипно реагируют, пассивностью своей приводя самих себя в отчаяние. Но может ли гражданская пассивность тоже быть результатом обмана, «промывки мозгов», и если да — то насколько?

Небрежные «считатели» себя «предупреждён, значит — вооружён» не учли, что в паутине обмана их осведомлённость выступила не абсолютным щитом, а лишь ещё одним условием, которое приходится учитывать манипуляторам. А какие эти ребята могут проворачивать кульбиты, раскрывает например такая знаменательная статья.

Помните, как герои какого-нибудь фильма настойчиво пьют кофе из красной кружки Nescafe, символа этого кофе? Как машина крутого героя боевика всё время показывается в таком ракурсе, чтобы было видно какой она марки? Это «контекстная» реклама, непрямая, «ненавязчивая» и оттого трудноотразимая. Современные фильмы нашпигованы ею — создатели будущих блокбастеров открывают целые торги, какой марки телефон будет в руке у героини, какая одежда надета, какие фразы небрежно сказаны — и компании отваливают деньги на это.

Почему я перешёл от политтехнологов к рекламе в фильмах? Да потому, что психологические механизмы, используемые в рекламе — такие же, как в агитации и пропаганде. Можно убедить выбрать нужный телефон — а можно убедить выбрать нужного кандидата. Можешь убедить приехать на свою распродажу — сможешь убедить прийти или не прийти на Майдан.

А вот в чём давно и мощно убеждают граждан — в их бессилии. Ещё в 1990-х при прочтении одноразовых детективчиков удивляло, зачем нужны не связанные с основным сюжетом вставки про то, как какой-нибудь генерал пытался бороться против воровства и мерзких делишек в армии, раз за разом проигрывал и в конце концов погибал (например — такой набор букв, как «Бомба для братвы»). А эти истории подталкивали читателя в состояние беспомощности и фрустрации — «борьба бесполезна». Надо отметить, что не всё в этом есть внешняя манипуляция. Такое состояние — это во многом отражение в головах хаоса рыночной экономики, и оно своеобразно сладостно само по себе — именно его создавали «трагедии» в период упадка древнегреческой культуры. Но подтолкнуть, нагнетать, пересилить другие порывы — массовая пропаганда гражданской беспомощности способна сделать это. Да и обычная коммерческая реклама продвигает разные товары, да общие ценности — воспитание существа падкого на приманки, слабовольного, ленящегося разбираться своей головой; мыслящего стереотипно позёра.

Со времён появления «сортирной литературы» воздействия стали тоньше и разнообразнее, и просто больше. Сейчас контекстную рекламу отчуждения, бессилия «простого человека» можно найти почти везде.

Серьёзные события вершат в одиночку или небольшой группой супергерои или неубиваемые «крепкие орешки» — но их личные амбиции, переживания и «лайфстайл» выпячены настолько, что порой спасение планеты оказывается фоном. Да и само спасение обычно консервативно — сохраняет старый мир от какой-то внешней угрозы, а не решает существующие проблемы и кризисы (как правило, менять мир стремятся «злодеи»!).

Друзья в современных фильмах часто и как-то слабомотивированно предают, солидарность и взаимовыручка людей в кино встречаются в десятки раз меньше, чем в жизни, пройти мимо несчастья и заниматься своими делами — показывается как норма, когда не нужно показать, какой добрый персонаж.

Мафия часто показана всесильной, психопаты — загадочными и харизматтичными. А главное — мир неизменно неизменен, люди что так живут в нём, что эдак — не видно, чего это меняет. Справедливости ради стоит сказать, что бывают и серьёзные, и глубокие фильмы — к счастью да. Но я говорю о современных массовых.

Отдельные категории составляют ужастики, где беспомощность жертв смакуется. А также различные фантазии-фэнтези, где жизнь и борьба происходит в строго в другом, «не этом», мире.

Дорогой читатель, помни о том, что есть мощные группировки людей, которые хотят сделать тебя удобным, отслеживай это — и ты увидишь много интересного.

Следи, откуда ноги растут у одиночества и бессилия, объединяйся, организуйся.

Za-CCCP.narod_.ru_33-300x206

Автор Алексей Теркин 25 Articles
Северо-западная формирующаяся ячейка НКК, строитель научно-коммунистической субкультуры

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий