Созвездие Узундары — травление

В зимний приезд нашего кожевенника — Кати, я вдохновился ее законченной работой — сумкой-косметичкой. В тот же раз ей был получен заказ на другой продукт — полевая сумка для Маши. В спеце Кати, помимо ремесленной составляющей, есть задача передавать образы, отражающие суть потребителя ее продукции. Т.е. сумка для археолога (а спец Маши сейчас плотно связан с археологией) должна подчеркивать то, кем является носитель. Как это сделать — задача Кати, а мне показалось важным, добавить к ее изделиям небольшую фишечку-бирочку, этакий фирменный знак. В качестве основы для художественного образа я взял работы самой Маши и собственные воспоминания о солнечной Узундаре. Эллинство по материалу ассоциируется у меня с глиной и бронзой

Работы Маши Тульновой для выставки «Эллины в сердце Азии»

Руки у меня, в отличии от наших художниц, кривые. Поэтому первая задача звучала так: «Как нарисовать не рисуя? Как выполнить на металле, не трогая его?» Первоначальная слабовольная мысль поручить это дело профессиональному граверу была откинута. Имея на руках подарок Нигоры в виде одного из машиных барельефов (на рисунке выше он по центру), была идея сделать слепок и отлить из бронзы (есть технология, позволяющая сделать это чуть ли не в домашних условиях) — очень громоздко и тяжело. Но потом, на работе в производственном отделе НИИ, вдруг я вспомнил университетскую технику травления печатных плат. Ютуб выдал уйму роликов по художественному травлению. Вопрос о переносе рисунка на металл был решен. Осталось нарисовать.

Помимо самого исполнения, важно было сохранить и передать технологию Кате, чтобы впоследствии она смогла самостоятельно продолжить эту работу. Начались бессонные ночи экспериментов. У сварщика на работе был выпрошен кусочек тонкой латуни. Из набора «Юный химик» извлечены инструменты. В магазине радиодеталей куплены: банка с хлорным железом, маркер, изолирующий микросхему от реагента. Заготовка шлифуется, маркером закрываются части рисунка, не требующие травления, обратная сторона заклеивается скотчем или покрывается лаком. Погружаем ее в раствор, цвета крепкого чая.

Маркер не стоек. Рисунок, сделанный от руки неровный, частично идет волнистое протравливание сквозь защиту. Первый эксперимент с рисунком на тему Узундары. Технологическая ошибка — положил заготовку лицом вверх, от этого продукты реакции оседали прямо на ней.

Меня не оставляло желание с помощью химии повторить нечто, сделанное Машей, а для этого нужно было провести несколько сеансов травления, зарисовывая маркером новые области — создать 2-3 уровня рельефа местности

Несмотря на технологические огрехи — этот «первый ком» дал понимание о том как нужно травить и каков результат. Очень нравилась работа на ощупь, неровная фактура (вследствие ошибки) придавала ощущение старины.

С учетом ошибок был произведен второй заход. С качестве реагента опробован персульфат аммония, а заготовке заранее придана форма для крепления к сумке. У меня изначально не было художественного представления как и что рисовать, поэтому все делалось сразу на чистовик — важнее была химия.

Показав свои работы художнику я получил критику о композиции, выборе материала и небольшую вводную о соответствии формы и сути. Машина работа отражала и содержала в себе многое. Как специалист она объединила и стиль рисунка и его содержание и форму и материал. В моей работе этого не было. Пытаясь повторить, я цеплялся за форму, а не за суть. Был дан совет порисовать вначале на бумаге.

От идеи даже схематического топографического плана решил отказаться. Нарисованная в десятый раз на плоскости все четче была видна аналогия расположения башен крепости с каким-то созвездием. Нужно было как-то перенсти этот тонкий рисунок на металл. По совету все того же художника в арсенал был добавлен тонкий маркер. Закуплена нормальная, миллиметровая латунь. Впервые мысль пошла дальше травления — придание завершенного вида лаком (но об этом чуть позже).

В голове крутятся идеи как довести до ума края заготовки и сделать отверстия. У приятеля взяты портативные станки под сверло и «болгарку».


Заготовка погружается в пары аммиака (нашатырного спирта), темнеет, далее поверху проходимся шкуркой. Покрываем лаком. Оттенок металла нравится. На поверхности рисунка из-за неравномерного травления образуются небольшие звездочки-точки — это было не запланировано, но понравилось и будет использовано к конечном продукте.

В интернете изучаем методы нанесения на металл компьютерного рисунка. Наиболее известный — ЛУТ — лазерно-утюжный. Принтер печатает зеркальное изображение на листе со «скользкой» поверхностью (термоустойчивой пленке, фотобумаге). Затем он переводится на разогретый с помощью утюга металл. Обычно показывают иначе — проглаживают утюгом рисунок, но таким образом у меня многое не перевелось. Работа кропотливая, не дающая 100% результата. Многое приходится потом подкрашивать вручную. С нескольких попыток получилось перевести приблизительно 95% рисунка.

Отпечатанный лист с «зеркалом» рисунка

 

Рисунок прижат утюгом — неудачный опыт

 

Отмачиваю заготовку в воде, постепенно, тряпочкой, стирая бумагу

 

Видна проступающая картинка

 

Последние кусочки

 

95% успеха…

 

Подкрашиваем маркером . Булавкой убираем остатки бумаги в «узких» местах

Заготовка нарисована уже с учетом того, как она будет обтачиваться на станке. Места, покрытые маркером, будут заметны потом. Персульфат аммония показал себя как более чистый реагент, дающий лучший результат, когда нужна тонкая работа. По оттенку раствора можно определять степень его насыщенности. Я разогревал его почти до кипения для скорости реакции.

На работе я обратился за помощью в ремонтный цех — мне разрешили воспользоваться их станками

А для тонкой работы были приобретены надфили и сверла

 

Табличка выдерживалась в парах аммиака целую ночь, затем была отшкурена и покрыта лаком «жидкий пластик». Вначале предполагался цапонлак, но он показал меньшую устойчивость к износу покрытия.

Огромная благодарность всем тем, кто выкладывает подробные ролики с технологиями в ютубе. Для работы были просмотрены статьи о свойствах лаков, о патинировании, о способах перевода рисунка на металл. За время подготовки и тестирования освоены методы химического и электролизного травления (в статье не представлено). В качестве реагентов опробованы хлорид железа, персульфат аммония, лимонная кислота + соль + перекись водорода (в статье не представлено).

Ждем статью от Кати, по ее сумке!

Автор Константин Верцинский 271 Articles
НКК "Восток"

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий