Спорт как социальный институт — Часть 4

2 главы статьи из «Спортивной энциклопедии систем жизнеобеспечения» (Редактор: Жуков А.Д. Изд.: Юнеско, 2011 год) про спорт и … 

Спорт и государство

Сегодня на первый план выходят вопросы переосмысления роли и места государства в развитии и повышении эффективности функционирования национального спорта, отдачи средств от вложений в эти сферы. Основными причинами вовлечения государства в спортивную сферу в условиях коммерциализации является формирование условий и предпосылок малокомпетентного руководства этим социальным институтом вследствие создаваемой в таких условиях возможности проникновения в руководство спортом лиц, не имеющих к нему прямого отношения (промышленники, импресарио и т.д.), когда интересы бизнеса начинают превалировать в социальной политике и довлеть над интересами граждан. Базой же таких действий и возможностью их эффективной реализации становится неумение и просто нежелание различать спорт как социальный институт с его современным феноменом зрелищного спорта и систему профессионально-коммерческой подготовки спортсменов в качестве звезд шоу-бизнеса.

Интерес государства к спорту в отдельных странах реализуется в зависимости от концепции роли государства. Так, в государствах, где существует принцип «невмешательства», спортивная активность хотя и считается социально значимой, но она является, тем не менее, выражением свободной и автономной инициативы самих граждан страны (например, США, где не оказывается спорту прямой финансовой поддержки со стороны федерального правительства). Эта модель функционирует и в ряде других стран (Великобритания, Нидерланды, Швеция, Япония), где за государством закрепляется исключительная роль в оказании спорту материальной поддержки, необходимой для развития спорта, помогая спортивному движению функционировать автономно.

Государства, в которых действует модель «вмешательства» в спортивную сферу, берут на себя ответственность и обязательства по его развитию. На центральном уровне ответственность за спорт поручается, как правило, специальным министерствам по спорту, советам или комитетам с функциями, сходными с функциями министерств, или различным министерствам, курирующим спорт в разных аспектах. Сегодня в Европе спортивные министерства, комитеты или управления функционируют в большинстве стран. При этом в государствах, где господствует принцип «вмешательства», задачи и программы по спорту согласовываются с государственными органами, отвечающими за спорт, при неизменном уважении автономии спортивных организаций. И все же при всех условиях решающим остается тезис: коммерциализация большого спорта неизбежно рождает тенденцию развития социального института спорта прежде всего в сторону трансформации его в систему спорта зрелищного, свидетельством чему является видоизменение программ Олимпийских игр в сторону увеличения зрелищных видов спорта и дисциплин, удобных для телетрансляций.

В общем случае государственного финансирования спорта высших достижений и профессионального спорта, которые практически слились сегодня в содержательном плане, можно добиться лишь в двух случаях: во-первых, акцентируя внимание на способности института спорта к решению идеологических проблем (формирование и подъем престижа страны, пропаганда определенного образа жизни и т.д.), и, во-вторых, пропагандируя теорию пресловутой пирамиды о позитивном влиянии развития института «большого» и профессионального спорта на массовость спортивного движения в целом и тем самым на качество жизни населения. Следует сказать, что обе эти позиции активно эксплуатируются спортивными функционерами, которые добиваются материального стимулирования элиты института спорта за счет дотаций государства, что создает предпосылки спекуляций на базе постулирования возможности решения проблем повышения здоровья населения, поддержания общественного порядка и утверждения национального престижа на базе развития спорта как социального института в современных формах шоу-бизнеса.

Спорт и бизнес

Развитие коммерциализации спорта и его все большее превращение в сферу шоу-бизнеса диктует следование принципу «Прибыль оправдывает средства и решает все». Понимание этого позволяет понять, почему фирмы, компании или корпорации оказывают институту спорта спонсорскую помощь: взамен денег неизбежно должна быть предоставлена спонсору ответная услуга — «продукт» высокого качества — спортивное зрелище. Деньги вкладываются не в спорт, а в шоу-бизнес, благодаря которому извлекаются прибыли за счет не только укрепления фирмой своего престижа, но прежде всего рекламы продукции спонсора и целевого привлечения группы потребителей его продукции. Логично сделать вывод, что спонсорство, в отличие от меценатства, подчинено законам рынка и преследует свои коммерческие интересы, а отнюдь не интересы спортсменов и зрителей, паразитируя на привлекательности спорта и используя его рекламные возможности, из-за которых спонсоры, в большинстве своем, и вкладывают в спорт свои средства. Понятно, что содействие оказывается развитию только тех видов спорта, которые можно использовать в системе шоу-бизнеса. Тем самым спонсорство практически обедняет палитру спорта, «выбраковывая» бесперспективные в зрелищном плане виды.

Спонсор в системе спорта — это по сути дела предприниматель, финансирующий и использующий спортивное зрелище в качестве посредника, орудия и средства извлечения и оптимизации прибыли. Неудивительно также, что спонсоры оказывают финансовую помощь, как правило, прежде всего международным спортивным организациям и организационным комитетам крупных международных соревнований, и в первую очередь Олимпийских игр, то есть ограничиваются преимущественно верхним уровнем спорта высших достижений. Следствием этого является тот факт, что спортивное зрелище из «побочного» продукта института спорта становится самодовлеющим феноменом шоу-бизнеса, определяющим развитие самого института спорта. Такого рода шоу-бизнесом были проводившиеся на цирковых аренах «чемпионаты мира» среди борцов, лишь раз в год превращавшихся в спортсменов, в закрытых для публики соревнованиях «по гамбургскому счету».

 

Автор Константин Верцинский 271 Articles
НКК "Восток"

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий