Все началось с 4-ого класса…

Сейчас могу отметить, что с 4-ого класса (10-11 лет) начинаются проблемы «переходного» возраста. Причем в разных классах немного происходит все по своему. Но одни из самых сложных классов, которые очень тяжело заинтересовать и промотивировать на работу — это именно четвертые. А следующий проблемный этап — это шестой класс. К 4ому дети начинают чувствовать свою «особенность» и «самость», в 5-ом классе, они немного «успокаиваются» во многом из-за новых требований к ним и условий. А в 6-ом — новая волна проблем.

Так вот, есть у нас в школе очень сложный класс. И условия то же сложились там не самые лучшие. Большой класс — более 30ти человек. Очень много мальчиков. И как я узнал — в семьях у некоторых учеников большие проблемы.

Общая тема в четверти у нас была: «Древние города твоей земли». Мы знакомились с тем как появились первые города на Руси, как выглядят наши витязи, жителей древних городов. И ребята вяло, но все же рисовали.

Сейчас общая тема: «Каждый народ — художник». И на культуре Древней Греции, началось полное отчуждение учеников. Я пробовал и красноречивым словом, через примеры современных фильмов (например 300 спартанцев), и через показ мультфильма про Олимпийские игры заинтересовать ребят. Но ни в какую они не хотели нормально работать. И так меня это достало, что спросил я у них: «А что вам вообще интересно?» — почти единогласно, они ответили мне: «Дед пул!»

Тогда, спасая свои уроки, мне в голову пришла мысль об одном эксперименте. Задал учащимся «свободную тему» и не обращая внимание, на их работу и поведение, начал рисовать этого Дед Пула… А когда ученики сообразили, что я нарисовал им их героя, то только после этого начался у нас с ними диалог.

Эксперимент стал развивать дальше. По всем классам начал рисовать супер героев. Такие действия вызвали, одобрение у учащихся. Я приходил в класс и говорил: «свободная тема», отворачивался к доске и рисовал (чаще срисовывал с телефона) какого-нибудь «супермена». Порой слышал за спиной:

— Это же Дед Пул!!!

— Нет! Это Человек-паук!

— Да ты, что! Это Дед пул… сейчас же все по нему фанатеют! Он (в смысле учитель) то же его фанат!

Рисуя минут 30, я разворачивался, и уже в полной тишине, объяснял ученикам, что про их героя, я в принципе узнал от них же. Что сам персонаж мне не интересен, но я его нарисовал, так как это им интересно. Что супер герои — меня не занимают, но 30 минут можно сконцентрироваться и рисовать, то что не интересно и не любишь. Вот после такого хода в некоторых классах удавалось настроить прямой диалог с учениками. Рассказать, о том, что вместо придуманных не реальных супер героев, среди нас ходят настоящие герои, а о них мы порой и не знаем.

Но каким же стало мое разочарование — когда после премьеры этого фильма, все и позабыли о наших разговорах…И вообще весь ажиотаж с супер героем стал проходить. То есть «пипл схавал», проглотил и забыл. А вместе с тем, у учеников из мозгов стало стираться и все остальное. Конечно эффект определенный есть и остается, больше уважения ко мне, частичное прислушивание к словам о героях. Но на моих глазах приличная масса учеников была зомбирована рекламой, а потом, превратилась в опустошенную массу людей с «очищенным разумом». Это все удивило и поразило.

Эксперимент мой не окончен, и результаты его можно будет оценить позже. Есть второй этап. Но сейчас я нахожусь под впечатлением от ситуации. В разных классах уроки складывались немного по разному, я подстраивался под каждый класс исходя из нашей историографии взаимодействия. Часто приходилось двигаться «на ощупь».

Обратной стороной этого эксперимента явилось, то что сам процесс рисования на доске меня очень увлек. Во-первых — я на таких форматах не работал, а тут размер школьной доски. Во-вторых, обычно рисуешь темным по светлому, а здесь наоборот. В-третьих, я давно не работал «в живую», только в основном за компом. А тут мягкий материал — мел. И разнообразив тематику рисунков своих , меня стало увлекать само рисование. Мне понравилось. Тем более доски разные, да и мел то же разный.

Ниже хочу представить некоторые рисунки.

С этой картинки все началось.
С этой картинки все началось.
IMG_20160209_143223
Некоторые классы я принимал уже с нарисованными героями и дорисовывал у них на глазах супер героев в других позах.

IMG_20160210_125447

IMG_20160210_135155

IMG_20160212_095358
Постарался отойти от шаблона и используемого мной одного образа.
IMG_20160210_154751
Совсем ушел от Дед Пула…
На младших классах (2 кл.) не стала работала схема мультяшных персонажей.
На младших классах (2 кл.) не стала работала схема мультяшных персонажей.
IMG_20160115_125444
Объяснение схемки рисования обычных зверей интересовала больше))

IMG_20160114_114919 IMG_20160114_125427

IMG_20160216_125735
Попытка вернуться к тематике уроков.
IMG_20160211_144720
Совершенно отвлеченная тема.
IMG_20160219_115253
Полностью прикрепленная иллюстрация к уроку. Тема: «Культура Японии»
IMG_20160218_125117
А здесь рисование в «свое удовольствие» для второго класса, на тему: «Характер и состояние природы».

IMG_20160225_170812 IMG_20160212_130313

IMG_20160218_114527

Эксперимент провести оказалось возможным начиная с четвертых классов. С 1ого по 3ий класс — детям еще интересно рисование этого мира. А пока наблюдаю за учениками.

6 Комментарии

  1. Статья отличная, что и говорить, рисуешь классно.

    Приходили ко мне на кружок дети (5 класс) раньше срока, я включал им мультфильмы (пока сам тем временем готовил в лаборатории реактивы, либо проверял контрольные). Иногда включал советские мультфильмы, например, «Детство Ратибора», или «Легенда о пламенном сердце», иногда — то, что они просили, какие-то мультсериалы современные, я чередовал, чтобы не вызвать у учеников чувство, что я навязываю им свою культуру. Советские мультфильмы смотрели до слёз, сознавая, что это что-то особенное, что учитель плохого не посоветует. Сериалы эти смотрели потому что их смотрят. Конфликта не было. Но вообще, стратегия моя сводилась к тому, чтобы создать в школе мир настолько яркий, чтобы живая жизнь затмила виртуальную реальность. Например, на переменах школьники разных классов, от 5-го и старше, тусили в моём кабинете, среди животных живого уголка, обсуждали свои проблемы, доверяя моим ушам, хотя я старался им не мешать и уходить в лабораторию, в этом что-то было… Через открытое окно ветер доносил запахи весны, иногда я чувствовал себя добрым псом, положив голову на локти, глядя на рыбок в аквариуме, а мне на перемене задавали какие-то вопросы про животных, часто — одни и те же. Как у бывшего неформала всё это вызывало во мне особую гордость.

    • В С-Пб, дети имеют очень много развлечений. Сконцентрировать их на рисовании почти не возможно. Многие ходят на 2-3 кружка, еще и меняя их. И плюс ко всему этому — куча мест для развлечения — аквапарки, игровые площадки и .д.

      • Я говорю не о развлечениях. Я говорю о «Джааду!», что в переводе с индийского значит «чудо», которое возможно там, где проявляют себя человек и жизнь, которые и есть чудо. Я вижу живого человека в твоих рисунках на доске, и в том, что ты рассказываешь — живую жизнь. Ты схлестнулся с Дедом Пулом? Конкретно с ним не сражался, но хочешь верь, хочешь нет, когда я работал в школе, я чувствовал, что мы сильнее Супермена, а Дед Пул, как я понимаю — всего лишь очередная его реинкарнация (хотя и Супермен меня на бой не вызывал).

    • Не думаю, что возможно пересилить в современных условиях кап системы состояние обучающихся. Все построено и в системе образования и в семьях и в окружении по принципу рыночных отношений. Можно отдельно повлиять на кого то)

    • Нельзя забывать о том, что познание людьми и их коллективами, а также — народами и всем человечеством (и даже человечествами) в целом реализуется только самостоятельно. Человек может прийти к идее, что мир устроен так, как ему сообщили авторитеты, и обстановка может тому способствовать, но то был его собственный вывод. Каждое новое поколение (как на индивидуальном, так и на коллективном уровне) попадает теперь в иную информационную среду, чем предыдущее. Просто удивительно, как изменилась студенческая субкультура всего за 10 с небольшим лет и как люди, возвращающиеся в неё , пытаются копировать неактуальные коллективные реалии! С момента окончания эры первобытного коммунизма человеческая культура становится всё менее синкретичной: всё более абстрактные образы удаляются от деятельности, в которой родились, и давно уже взаимодействуют между собой иррациональным способом. Вот в эту образовательную среду (в СССР термин «народное просвещение» был заменён термином «народное образование»), которая всё сильнее формирует личность не только через институт семьи, школы и улицы, но и через институт СМИ, попадает человек нового поколения. Для него не существуют многие из тех реалий, которые существуют для взрослых, и он должен дать самостоятельный ответ на разные злободневные вопросы, на которые старшие ответить всё чаще не в состоянии, по разным причинам (например, они могут просто не иметь соответствующего опыта, потому как выросли в иной культурной среде и ничего не знают о том, чем является, например, «супергерой» из мультика для ребёнка эмоционально, т. е. не пережили). Человеку нового поколения предстоит разобраться в мешанине образовательной информации из разных институтов, отделить мифы от достоверных сведений; могут возникать заблуждения поколений, и младшие могут не понимать заблуждений старших поколений, а старшие — заблуждения младших. Человеческие коллективы и отдельные личности познают реальность. Я думаю, есть проблемы, которые решают народы, цивилизации, планеты. Что может сделать в таком случае человек, который хочет передать свою культуру другому (не обязательно старший — младшему, возможно, более прогрессивный, сознающий связь эпох и народов — менее прогрессивному)? Мне видится выход один: спуститься с высот администрирования на уровень равноправного субъекта познавательной деятельности и решать проблемы устройства мироздания вместе с младшими, либо с менее прогрессивными. В случае с «супергероями» это значит вначале разобраться в том, что смотрят и почему смотрят, а потом уже решить совместно с детьми, насколько это целесообразно. Однако, всякий коллектив склонен не доверять диктаторам, поэтому, вступая в познающий коллектив, нужно быть искренним. Я не прописную истину переписал, это сегодня оформившееся у меня обобщение.

Оставить комментарий