Встречи на июньских выходных

Состоялась встреча членов НКК в Питере. Растянута она была на несколько дней и началась с приезда Саши из Израиля на конференцию художников. В этот же день ее встретили и довезли Андрей с Лешей, а уже на следующий день было собрание в «Чайной ложке». К выходным подтянулись ребята из Москвы и Таня из Алчевска. В планах были знакомство с городом для новичков, встречи по КТВ и НКК. Но написать хочется конечно же не о том, как проходило общение, а о проблемах, которые вскрылись за время этих приездов.

С новой силой проявилось оторванность от общих дел членов питерской ячейки, а также их атомарность. Атомарностью мы называем неумение вести коллективную жизнь и работу. Причем первое важнее. Когда человек даже свой быт и джоб строит закрыто от других. Типа вот в этом временном периоде или в этих условиях я коммунист и с вами, но потом у меня работа, быт и там вас нет. Оторванность от общих дел проявляется непониманием важности, приоритетов, отсутствием дружеской поддержки в сложные моменты.

Мы опять подняли вопрос «Что же такое НКК?«. Олег привел одно из важных качеств — братство. Постоянное участие в жизни друг друга и открытость. И это братство не получается путем ритуального кровосмешения — нужно «съесть пуд соли».

О распространение культуры и субкультуры понятно, что до появления социалистической экономической базы оно не произойдет, точнее не станет массовым. Мы живем в буржуазном обществе и пользуемся его механизмами. Задача получить наибольшую возможную независимость от этого общества, стать хозяином своей жизни, а не наймитом.

О методиках НКК в очередной раз было замечено:

  1. Мы не авторы этих методик — мы взяли то, что используется в научном сообществе и было разработано на советской базе (МСЛ);
  2. Неработоспособность методик доказывается только их применением и получением соответствующего результата, а не с помощью умозаключений или аргументируя нежеланием их применять. Разработка новых методик и исправление старых возможна после определенной в Школе НКК работы над собой (дабы не натаскать в теорию НКК буржуазных элементов)

В НКК произошла инфляция терминов член, сочувствующий и вольноопределяющийся (последний вообще канул в Лету). По решениям совета членом НКК считается лишь тот, чей перерыв в работе по формированию своей личности и коллектива не превышает нескольких месяцев. В то же время на встречах питерской ячейки открыто признается бездействие или работа в каких-то сторонних, несогласованных с коллективом направлениях.

По сути у СЗФЯ есть месяц на исправление (хотя бы частичное) ситуации. И на самом деле его нам не давали.

Лично от себя хочу заметить новое. Меня всегда воспитывали в презрении в долговой ситуации. Т.е. всегда следует жить по средствам и не брать никаких долгосрочных кредитов и займов. Во всех смыслах. Поэтому ситуации с ипотеками, кредитами, долгами перед родными и друзьями всегда вызывали недоумение. Нигора показала мне, что дело может быть важнее финансовой свободы. Взять хотя бы все их большие проекты по экспедициям и их матобесппечение, которые потом всегда «отбиваются» работой. Но для этого, как мне кажется, нужно быть очень уверенным в себе специалистом и иметь крепкий тыл в лице друзей.

Автор Константин Верцинский 244 Articles
Строитель НКК, Северо-западная формирующаяся ячейка

17 Комментарии

  1. Важная встреча, важные разговоры. У меня ощущение какой-то обрывочности от рассказа. Недостаточно чёткие тезисы беспокоят. Может быть, имеет смысл сверяться, потому что нечёткость — это расшатывание всего. Вот о чём я:

    >> По решениям совета членом НКК считается лишь тот, чей перерыв в работе по формированию своей личности и коллектива не превышает нескольких месяцев.
    «Несколько месяцев» — не знаю такого решения. Потому что это слишком размыто. Несколько — это два или двадцать два? Перерыв — это полное выпадение или провал какого-то одного направления?
    Да это и не так важно, как другая ошибка. Раз «член НКК» — понятие, которое обесценилось, то остаются только два понятия. Человек НКК — это человек, прошедший Школу. А тот, кто проходит её — это школьник, или строитель НКК. Так говорим уже больше года, наверное. Вот термин «НКК-шники» всё это сбивает в одну кучу и путает всех. Сочувствующий — это тот, кто постоянно в нашем кругу общения, но Школу не проходит, а раньше мы так называли чуть ли не всех, с кем когда-либо общались на тему НКК

    >> По сути у СЗФЯ есть месяц на исправление (хотя бы частичное) ситуации
    А когда срок пройдёт, что будет (кроме Куликова поля)?

    >> большие проекты… которые потом всегда «отбиваются» работой
    А если не отбиваются годами? Такое ведь нельзя исключать.

    >> признается бездействие или работа в каких-то сторонних, несогласованных с коллективом направлениях.
    Это ведь не означает, что эти направления надо согласовывать и утверждать, как у начальства? Я помню принцип — в НКК ты присоединяешься к общим делам и привлекаешь товарищей к своим, делая их тоже общими. Третий путь должен работать в обе стороны, взаимно.

    >> Постоянное участие в жизни друг друга и открытость.
    И опять же она должна быть в целом взаимна! Иначе открытость вырождается, всё из-за стрелы Аримана, то есть ЭРМ*. Когда в меня вкладывают, а отдачи нет — это не сближает, а отдаляет. Когда я новичок, а на меня у старичка-куратора не хватает времени — это тоже отдаляет. Когда мне пишут, а я не отвечаю — то же самое. Когда наши ребята вкладываются во всех, стараются помочь, узнать, впустить в себя — не хватает сил на всех, а груз общих проблем может давить сильнее. Конкретные примеры, думаю, каждый в НКК сможет привести из своего опыта. Не всё ведь с первого раза бывает.

    >> Мы живем в буржуазном обществе и пользуемся его механизмами. Задача получить наибольшую возможную независимость от этого общества, стать хозяином своей жизни, а не наймитом.
    И здесь стрела Аримана. Наибольшую возможную независимость имеют хозяева другого рода: эксплуататоры. Отшельники в лесу тоже по возможности независимы. Я думаю, не надо придумывать велосипед, у нас есть термин «человек-хозяин» — это тот, кто не плывёт по течению, не ждёт подачки со стороны, а верит в себя и друзей и строит жизнь сам.

    * Идея, провозглашающая добро, имеет (в разобщённом, неустроенном обществе) тенденцию по мере исполнения нести с собой все больше плохого, становиться вредоносной. Это из «Часа Быка», для тех, кто не читал или забыл.

    • Имхо это выражение сродни «А при коммунизме все будет хорошо». Т.е. очевидно, что открытость — это правильно и необходимо. И участие в жизни друг друга. Только вопрос как этого достигнуть? Пробовали постоянное участие — замыкаемся в себе, начинает проявляться групповизм. Внутренние взаимоотношения становятся важнее реальной жизни вокруг.

      • Да, групповая закрытость (она же групповизм) порождает такое же разобщение, что индивидуальная. А полная открытость возможна только после того самого пуда соли — нужно полное доверие, настроенность друг на друга. Ясно, что таких самых близких друзей чисто психологически не может быть много.

        По-моему, тут всё просто, если вспомнить основу диалектики — единство противоположностей и одновременно их борьба. Вот и ищем лезвие бритвы:
        Работаем над открытостью внутри ячейки — замыкаемся внутри ячейки.
        Работаем над общим делом — замыкаемся внутри дела.
        Проблема общая — не удаётся переключаться, перенастраиваться между сферами деятельности. Последствия — круг общения замыкается полностью (то есть все дела, всё общение, все поездки и т.д. совершаются одной и той же самодостаточной компанией).
        Чувству самодостаточности в НКК не место, именно потому, что
        >> до появления социалистической базы наша культура не станет массовой
        Но именно это и значит, что мы должны стремиться к массовости. Иначе в день «Д» окажется, что к нам никто не хочет, потому что мы выродились в элитарную тусовку левых интеллигентов. Поэтому включаем тройку мотиваций «Общество, Дальние, Добросовестность». Что нужно для того, чтобы мы не были замкнуты? Нужно наладить работу с людьми. НКК должна быть привлекательна и открыта миру, чтобы к нам потянулись. Прямо сейчас. Шире проекты, чаще поездки, и новые знакомства. Хотя бы так.

        • Стоит уточнить в чем именно состоит открытость и привлекательность миру. Ведь, например, с т.з. Леши сейчас мы непривлекательны, потому что слишком сложны для освоения человеком с неправильной МСЛ. Слишком серьезную и фундаментальную работу приходится проводить над собой практически на одной силе воли. Да еще и результат не столь очевиден (качества наиболее продвинутых по Школе постоянно подвергаются критике). А ведь в нашем окружении правильную МСЛ встретить очень сложно. С другой стороны достаточно людей с сильной волей. Вот и получается, что вся наша тактика на принципах «НКК — не богадельня» и «STOP IT!». В итоге мы представляем собой интерес только у уже сильно продвинутых людей, либо у тех, кто в нас сильно заинтересован по каким-то косвенным причинам: любовь, дружба, меркантильный кю.

          • Позволю себе ответить.
            Привлекательно НКК будет только тогда. когда у него будут привлекательные дела. Классные проекты с какой стороны, коммунизма или буржуазности не взгляни. Такие проекты могут быть рождены только из спеца человека. Того чему он по настоящему служит. И только такие проекты интересны другим людям, потому что загораясь от них, они становятся сами лучше. Видя в них перспективу своего роста, творческого ли, профессионального ли. Это обоюдно выгодно всем.
            Что касается открытости Миру. Мы сами того не желая становимся закрытым сообществом. Более того многие из нас обладают не самостоятельным, закрученным на авторитетов и догмы мышлением (важно отметить, что ни то ни другое, в НКК не приветствуется, и не пропагандируется). Это мое субъективное мнение. Оно требует доказательства, что это так или объективизации. Да, выходя за рамки сообщества мы с удивлением, как описал Ваня, приходим к выводу что мир велик, разнообразен и полон разных людей и возможностей. Опять же выходим, мы за рамки сообщества, и можем эффективно выходить, через спец или джоб, и через это там выражаем себя, или в рамках саморазвития например спорт, учеба, хобби. Потому что, опять же в силу разных причин, мы проявляем зауженность и зачастую высокомерие к «внешнему миру» полному буржуазных тенденций. Зауженность в каждом отдельном случае может быть продиктована разными мотивациями, страхом, неуверенностью, идеалом, выгодой и прочими.
            Таким образом имея подобный набор мы не можем представлять интерес для внешнего мира. Он агрессивен к нам, ровно как мы к нему. А так как в среде нас мало проявленных «специалистов» или людей служащих своему спецу, или общему делу как спецу, то и уровень привлекательности проектов и людей низок.
            Человек из мира спрашивает «А что вы мне можете предложить?», или «А что вы такого делаете?» что равнозначно.

          • Ну хотя бы графики исправления МСЛ составить можно. Изначальная МСЛ может быть любая, поэтому нужно по приоритетам: сначала поднимаем Добросовестность, потом Общество, потом Дальние, и постоянно Идеал. И вот уже Первый этап Школы не такой абстрактный, как с первого взгляда выглядит.

            Я думаю, мы непривлекательны, когда заморачиваемся и замыкаемся друг на друге. Вот у Даши получилось организовать Школу экскурсоводов, и с учениками своими она говорит за жизнь. Это работа с буферной зоной, внешняя работа. Не думаю, что нулевой этап чем-то сложен, буржуазный тренинг «Как узнать своё будущее, используя пассатижи» наверняка сложнее. Сложнее всего простым языком донести Красную идею и НКМ, не срываясь на «иди прочитай».

            Школу надо пройти ещё многим людям, тогда количество перерастёт в качество и легче станет идти в народ.

  2. Прошедшие Школу товарищи, приобретая новые качества генерят и развивают проекты важные для эволюции науки и культуры, для решения насущных проблем общественной жизни, это становиться точкой притяжения людей разных специальностей , разного жизненного опыта и стартовых данных. Вся совокупность качеств человека НКК с ярким проявлением в реализации «дела жизни» увлекает и не оставляет равнодушными людей находящимеся рядом с товарищами прошедшими Школу, так как выстраиваются отношения взаимоотдачи друг другу , где нет места использования одним человека другим. А это совсем иное состояние и оно не возможно без открытости в первую очередь от человека прошедшего Школу .

      • Это скорее ответ на вопрос — что надо делать, чтобы добиться этой открытости и привлекательности. И реклама школы НКК 😀

        А вообще да, в делах самых разных, в общении с людьми надо себя проявлять, заинтересовывать других. Чтобы в будущем с новыми знакомыми говорить о жизни…

  3. Всем привет! Наконец, сформулировал мысли относительно Школы НКК (1 ступени и относительно НКК в целом). Прежде я сознательно избегал дискуссий на данные темы, так как не имел, что сказать.

    По поводу того, доказывается ли работоспособность методик их применением. С моей точки зрения вопрос сформулирован неверно. Практика есть главный критерий истины, и многолетняя практика показывает, что система Лишина по большей части в НКК не работает. Та же практика показывает, что данная система работала у Лишина. Не признавать этого значит заниматься самообманом. Чем скорее будет принят отрицательный результат эксперимента, тем скорее будет проанализирован сам эксперимент и начат новый, который может принести положительный результат. Представляется очевидным, что если система работает в одних случаях, но не работает в других, нужно рассмотреть отличия условий, в которых работает система в разных случаях.

    Какие это могут быть отличия (в том числе проявляющиеся лишь в отдельных случаях)?

    1. Во-первых, у Лишина, насколько мне известно, речь идёт о педагогически организованной деятельности, а не о самомотивации. Т.е. присутствует мотивирующий фактор педагога. Да, он у коммунаров принимает решения практически на равных, является другом в коллективе, но всё же это педагог, и всё же он корректирует курс и помогает как более опытный товарищ.
    2. Во-вторых, у Лишина речь идёт о педагогически организованной деятельности в рамках живого коллектива, не стеснённого виртуальным общением, т. е. в качестве мотивирующей силы, посредника, формирующего высшие мотивации, является сам живой коллектив, это ключевая фишка методики: коллектив и общее дело в нём, т. е. в методике не идёт речи о том, чтобы «подтягивать спец» отдельно от коллектива.
    3. В-третьих, коммунары работали с людьми определённого возраста. Речь шла не о взрослых людях, обременённых проблемами эпохи капитализма. Здесь представляется важным отметить концепцию ведущей деятельности, которую Лишин описывает в поздней своей работе «Педагогическая психология воспитания». Каждому возрасту соответствует определённая ведущая деятельность. В младенчестве это эмоциональный контакт с матерью, затем – предметная манипуляция, в предшкольном – игра, в младшем школьном – познание, в старшем школьном – социальное самоутверждение, с началом юности предстоит выбор жизненного пути (смыслообразующий мотив). Отсюда очевидно, что для подростка именно делающая возможной социальное самоутверждение деятельность должна быть предложена в качестве воспитующей мотивацию деятельности, а не познавательная (которая, между прочим, необходима для воспитания идеала). К сожалению, Лишин останавливается на ранней юности (до 18 лет) и не описывает дальнейшую эволюцию ведущей деятельности в приведённом мной труде (а она, очевидно, продолжается и после определения с жизненной дорогой).
    4. В-четвёртых, общее дело, практикуемое у коммунаров – не воспитание самих себя, воспитание у них – продукт общего дела.

    Что тут можно предложить? Полностью воспроизвести условия, в которых творил Лишин, конечно, невозможно, так как цели разные. Методика в любом случае будет не один в один с Лишина, а своя. Школа должна быть реформирована так, чтобы стать привлекательной для школьников. Целью должно быть оглашено заложить кирпичи в здание будущей идеальной Школы, начала той Школы, которая во времени простирается из настоящего в коммунистическое будущее, где достигает полного расцвета.

    1. Во-первых, это отказ от идеи самомотивации (либо отказа от этой идеи нет, но тогда это уже больше напоминает не Лишина, а древние духовные практики, подход опять-таки должен быть пересмотрен, в соответствии с опытом, накопленным человечеством). По моему глубокому убеждению, человек не должен делать то, что ему претит делать. Принесение себя в жертву не есть само по себе коммунистический идеал, это скорее идеал христианский. Школьный процесс должен быть не менее привлекателен, чем жизнь в коммунарских отрядах, где воспитание мотивации достигается через общее дело. Я пишу «должен», разумеется, допуская возможность собственной неправоты.
    2. Для этого может быть усилен и изменён институт кураторства. Курировать школьника с проваленной определённой мотивацией может школьник, у которого эта мотивация высока. При этом каждый школьник может быть кому-то куратором, и каждый школьник может иметь несколько кураторов (или менять их во времени, переходя последовательно от работы с одной мотивацией к работе с другой). Конечно, для этого нужны ресурсы. Человеческие ресурсы могут быть обнаружены, если приоритет количественного расширения НКК будет поставлен во главу угла (приоритет качества показал свою неэффективность в рамках Школы для массы пользователей в течение нескольких лет). Конечно, здесь существует необходимость в определённом мере выбора: если усиливается Школа, то сужается внешняя работа и личное. Вопрос кураторства это вопрос о педагогической организации школьного процесса. Расширение НКК, с целью решить задачу обеспечения живого коллектива для всех городов может быть осуществлено расширением входного коридора НКК. Больше маяков: не только Интернет и личные контакты, но и книга, и бетонная стена в городе могут стать маяками.
    3. В-третьих, организация ведущей деятельности в соответствии с ведущей деятельностью людей на данный период времени. Например, у человека низкий идеал и высокое самоутверждение и высокий коллектив. Какая деятельность может быть ему предложена? Предположим, он может читать доклады образовательные в коллективе (например, у коллектива есть запрос подтянуть физику), но задача должна быть поставлена не просто сделать, а как необходимость организации идеального процесса, коллектив при этом должен после доклада выносить эмоциональные суждения о каждой мелочи в работе докладчика (в том числе и о его образе как выступающего), на предмет соответствия идеальному. Чтобы человек мог самоутвердиться лишь настолько, насколько он приближает реальность к идеалу. Оценки выносятся не в форме хорошо или плохо (человек может понять оценивающего как морализатора), а в форме приятно и неприятно (говорить правду о своих эмоциях – законное право слушателя). При этом важно не заключать суждение о деятельности в целом (мол, сделал, и хорошо): это может успокоить человека, пределов же совершенства нет, и человек должен сам вырабатывать критерий, насколько его работа соответствует идеальному. Мотив идеала здесь это, в первую очередь, способность самостоятельно думать. Конечно, данный предмет — только предположение, как может быть, и оно мне самому не представляется идеальным, но лучше, чем совсем ничего. Надо предполагать, что для любого мотивационного расклада может быть найдено хорошее, по крайне мере, решение.
    4. Общее дело должно быть выбрано гармонично и соборно ячейкой. Наконец, школу нецелесообразно реформировать всем скопом: практика показывает, что это долго и малоэффективно. Проекты перспективнее предлагать коллективу энтузиастам, а затем соборно утверждать.

    О мотиве идеала, который должен быть высшей определяющей в НКК, представляется нужным сказать дополнительно. Представляется, что для ряда НКК-шников характерно искажённое представление об идеале.

    1. Во-первых, должен быть отброшен всякий надрыв: ты должен это сделать, ведь это идеально. Такой подход, образно выражаясь – издевательство над всем святым, иными словами – над всем светлым и прекрасным, что когда-либо двигало людьми. Жертвы во имя идеального возможны, и они будут совершаться и впредь теми, кто по-настоящему горят идеи, но человек делает их добровольно, а не по науськиванию кем-то на непонятно что, тем более, мотивация идеалом невозможна без глубоко самостоятельного мышления, и их результат, показывает практика, в своей чудесности превосходит самые смелые ожидания. Вообще, смена мотивации это всегда глубокий мировоззренческий переворот, смена представлений о реальности до самых корней души. Подход же надрывный, с насилием над личностью – демотивация идеалом и может исказить само представление об идеале и людях, им движимых.
      Как формируется мотивация идеалом, к примеру, через систему ДЭИР? Человеку разъясняется (приводятся примеры из жизни) концепция истинных желаний: если человек что-то делает в гармонии с душой, то ему везёт, люди его принимают с радостью, жизнь поворачивает в лучшую сторону, существует и противоположная закономерность. Конечно, человек воодушевится и попробует сделать то, что давно просит душа, для начала – что-то простое, не требующее трудных решений. Вскоре на собственном опыте, а также вспоминая собственную историографию, он убедится, что существует мировая закономерность, познав которую можно умножить в жизни радость и уменьшить горе. К сожалению, ДЭИР не раскрывает понятие истинных желаний как высшую целесообразность по Ефремову, что приводит в ряде случаев к пониманию идеи истинного желания как добро на безраздельное низшее «хочу», что кроме вреда ничего принести не может. Познав философскую закономерность, переворачивающую качество жизни в лучшую сторону, человек начинает питать интерес к философии в целом, так как понимает, что она не есть увлечение пустыми абстракциями: философы страстно одержимы своим делом, так как видят в нём громадную практическую пользу.
    2. Другая ошибка видится у ряда НКК-шников в понимании мотива идеалом как стремления личности соответствовать своим принципам (или литературному образу, как он воспринят индивидуумом), которые могут быть ошибочны и не разделяться окружающими. Такая «мотивация идеалом» напоминает скорее неконструктивное самоутверждение. Иногда важнее вовремя открыть окно, чтобы присутствующие вдохнули свежий воздух, чем соответствовать в дискуссии собственным принципам настолько увлечённо, что не замечать состояние окружающих. Мотивация идеалом это стремление привести реальность в соответствии с мечтой, с ориентацией на людей – носителей всего прекрасного (в их числе – себя). Конечно, если окружающим людям светло на душе, реальность ближе к мечте, чем когда все жертвуют собой непонятно во имя чьих принципов. Личность же должна соответствовать прекрасному в глазах людей, и в их числе только – в своих собственных. Когда подход к школьному процессу начнёт соответствовать идеальному, а не ЭРМ-ному, тогда в НКК будет преодолён кризис взаимонепонимания.
  4. Я думаю, что очень важно наполнить процесс обучения в школе информационно. Не только гуманитарными науками, но и серьезный блок естественных наук включить, логику, математику и дополнять все это практикой — спортивной подготовкой, технической, творческой. Но для этого нужны люди соответствующих специальностей, которые смогут организовать процесс обучения, представления информации и т. д. Это будет мощным противодействием потребительскому мировоззрению в обществе. Я пока что занимаюсь только курсом по биологии и помогают мне две подруги. Я надеюсь мы закончим детский учебник к новому году.

    • Екатерина, важно формировать Школу НКК, начиная с эксперимента над собой. Любая школа — замкнутая структура, но в ней существует входной коридор для народа. В настоящий момент школа НКК имеет узкий входной коридор и потому трудно заявить, что она выполняет функцию народного образования. Но в будущем в Школу могут потянуться люди, тогда Школа сможет выполнять в т.ч. задачу полноценного развития человека по трём направлениям: интеллектуальное, эмоциональное и физическое, тогда станет неизбежным процесс информационного наполнения, и Школа начнёт выполнять функцию народного образования, являясь одним из институтов НКК.

      Собственно, информационное наполнение уже сейчас необходимо, т.к. развитие в трёх направлениях входит в задачи Школы. Всё упирается в человеческие ресурсы. Мы, например, уже сейчас проводим семинары, пока это коммунистическая литература: марксистская и художественная, но был и семинар на экономическую тематику.

Оставить комментарий