Инструкция к МСЛ

Прежде всего, необходимо разобраться в том, что такое мотив и чем он отличается от цели.

Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности («опредмеченная потребность»). Представления человека о том или ином событии, явлении, какой-либо вещи и оценки всего этого, это еще не мотивы. Мотивом может быть стакан холодной воды, если ты хочешь пить или чувство удовлетворения жажды.»
Таким образом, мотивом может быть какое-либо состояние, которого человек желает достичь или конкретная вещь, которая позволяет ему достигнуть этого состояния. Мотив может легко стать «целью», если человек хорошо сознает то, чего он желает и владеет своими желаниями. От цели можно отказаться, от мотива (неосознанной цели) — нет.
Исходя из такого определения мотивов, можно составить мотивационную структуру личности, которая формируется в человеке с момента первого рождения его личности, а именно с момента, когда он впервые осознает собственные желания. Для этого необходимо разбить на группы мотивы, которые обычно управляют нашим поведением, если говорить образно — «владеют» нами в той или иной степени. Далее можно оценить степень их влияния на нас по определенной шкале и отобразить в графическом виде. Таким образом, анализируя себя, мы сможем составить график мотивационной структуры своей личности.
Далее даются примеры основных мотивов, которые относятся к группе (например, «Желание»). Затем представлена попытка описать, какие черты может демонстрировать во вне человек, если эти мотивы руководят им (или она сам ими руководствуется) в повседневной жизни патологически редко, возможно никогда (1 балл) или патологически часто (10 баллов).

1. Желание:

  • удовольствие от удовлетворения личных желаний, обусловленных сиюминутными потребностями (захотелось чего-то — сделал, добился, начал какие-то действия по достижению желаемого);
  • удовлетворение личного любопытства к различным проявлениям жизни.

1 балл — повышенная вялость, пониженная энергия, замедленность реакций и часто проявляемое (особенно в условиях отсутствия внешних воздействий) большое равнодушие к _собственным_ потребностям, даже простейшим (поесть-попить-помыться).

10 баллов — легко срывается с места по зову собственных устремлений, игнорируя все препятствия или же пытаясь их разрушить/обойти не раздумывая (в первую очередь — этические). Впадает в истерику, если не может получить желаемое достаточно быстро.

2. Конформизм:

  • уход от конфликта в ситуациях как непосредственного индивидуального или группового общения, так и в отношении своей социальной жизни в целом;
  • чувство покоя, обусловленное собственной «невыделенностью» из общего фона (пока я как все — меня не трогают!).

1 балл — постоянное противопоставление себя всем остальным, демонстрация собственной независимости и подчеркивание собственной уникальности и неповторимости, хорошо предсказуемое поведение (всегда на стороне «меньшинства» или вовсе «гордый и одинокий»).
10 баллов — готовность бесприкословно подчиняться «общественному мнению» (чаще — мнению большинства), практически полная предсказуемость поведения в обществе (мимикрия под ту группу, с которой себя ассоциирует в конкретный момент жизни; причем групп может быть как малая (рабочий коллектив), большая (сообщество), так и макро — (целое общество, страна).

3. Самоутверждение:

  • чувство удовлетворения от сознания собственной значимости и незаменимости (начиная с близкого окружения и заканчивая ролью в истории человечества);
  • чувство превосходства в чем-либо над остальными людьми (не обязательно в негативном смысле — радость победителя, например, в соревновании или дружеской дискуссии, это хорошо!).

1 балл — проявляет ярко выраженное равнодушие к оценкам и мнениям окружающих в отношении собственной роли в группе/обществе, своих действий в разных ситуациях, демонстрируя непосредственность реакций. На оскорбления или обижающие его действия среагирует краткой вспышкой слез или ярости, может быть ничего не скажет, скрыв от всех реакцию и, что характерно, не проявит позже попыток как-то отстоять себя или отомстить. С большим трудом отстаивает свое мнение, да обычно и не стремится к этому, удовлетворяясь тем, что его просто принимают близкие, группа и общество и не гонят от себя. Не испытывает никакого удовольствия от личных побед и достижений.
10 баллов — тщательно следит за тем, кто, что и как говорит о нем, использует любую возможность для того, чтобы заявить о себе. Не замечает более «слабых», ориентируясь исключительно на «сильных» и стремясь их «обойти» в чем бы то ни было, хотя бы и обманным путем. Под силой и слабостью подразумевается не буквальные определения, а скорее позиции, которые занимает тот или иной человек. В сообществе интеллектуалов самоутверждающийся человек будет стремиться занять позицию ученого авторитета, в сообществе весельчаков — самого развеселого и душевного и т.п. Желание быть лучшим во всем нередко затмевает разум.

4. Корысть:

  • чувство удовольствия от сознания, что удается получать больше, затрачивая меньшие усилия со своей стороны;
  • возможность сохранить собственные силы (средства) на что-либо желаемое.

1 балл — человек демонстрирует полное отсутствие способности производить расчеты в пользу самого себя, замедленно реагирует на изменения в ситуации, требующие изменения тактики собственных действий, не способен в полной мере испытать радость от удачного стечения обстоятельств, благодаря которым снижаются собственные трудозатраты без потерь в достигаемом.
10 баллов — человек бесконечно просчитывает варианты собственных действий, стремясь затрачивать как можно меньше усилий и получать при этом как можно больше. Этические правила в сознании такого человека вытесняются азартом в погоне за личной выгодой в чем бы то ни было (человек просто не думает о том, что удовлетворение его корыстных мотивов может кому-то навредить и не готов отступать, пока не упрется в непреодолимое препятствие).

5. Ориентация на близких:

  • ощущение комфорта в общении с людьми, близкими по мировоззрению или же по привычке совместного жития взаимодействия (т.е. близость, обусловленная выработавшейся в результате длительного общения привязанности);
  • уход от конфликта с близкими.

1 балл — человек, кажется, лишен способности привязываться, счастье и горе близких его не трогает ни в какой мере; он не впускает их переживания (полагая, например, что они сильно преувеличивают силу своих переживаний), соответственно не испытывает сочувствия и его сильно раздражает необходимость проявлять какую-то «особую» реакцию к людям «ближнего круга». Деление на «своих» и «чужих» принципиально отвергает или просто не думает об этом. Оценки и реакции людей из ближнего круга его практически не волнуют, т.к. он полагает, что они излишне субъективны в своих суждениях, сам он так же не пытается оценивать их, убежденный в том, что им это совершенно не требуется и не интересно. Как правило, под близкими с таким баллом человек сознает исключительно родственников и сожителей, не включая в их список ни единомышленников, ни тех, к группе которых себя относит.
10 баллов — человек сильно зависит от настроения и состояния людей, которых ощущает близкими: вплоть до того, что готов пойти на преступление против собственной совести, лишь бы «любимым было хорошо». Оценки близкими действий и личности могут такого человека «вознести на небеса» или «низвергнуть в пучины депрессии». Близкими для того человека являются прежде всего те, к кому он сам испытывает чувство глубокой привязанности — при этом те, кто любят его, но им не принимаются, оставляют его равнодушным к их состоянию.

6. Ориентация на группу:

  • ощущение комфорта в общении с представителями той группы, полноправным членом которой себя полагаешь;
  • достижение целей, важных для группы;
    уход от конфликта с членами группы.

1 балл — этот человек не идентифицирует себя практически ни с кем, кроме, разве что самых близких. Ему абсолютно непонятно, как можно делить людей по групповым признакам и он сознательно или бессознательно противиться такому делению. Как правило панически боится быть «использован» в целях кого бы то ни было. В межгрупповых конфликтах стремится занять позицию полного нейтралитета, стремясь уйти от необходимости не только принимать решение о поддержке той или иной группы, но вообще от необходимости как либо оценивать действия групп (оценка для обеих групп обычно такая «ну и пусть воюют, если договориться не могут, дураки!»).
10 баллов — такой человек в межгрупповом конфликте склонен к бездумной поддержке действий той группы, к которой себя причисляет; для него все главные проблемы в жизни сосредотачиваются вокруг взаимоотношений в группе. Нередко проявляет ярко-выраженные склонности к ксенофобии (страх перед всем новым, «чуждым» и непонятным). Основным источником энергии для него становится взаимодействие с другими членами «своей» группы. Жестоко страдает от чувства одиночества, когда не получается вписаться в какую бы то ни было «общину» и катастрофически тяжело переживает ситуацию, когда по каким-то причинам приходится покинуть группу, которую успел ощутить «своей».

7. Ориентация на референта:

  • комфорт в общении с живыми авторитетами (взаимопонимание и согласие);
  • удовольствие от нахождение «общих» мест в своем мнении и мнении авторитета;
    чувство абсолютного взаимопонимания, принятия себя.

1 балл — человек отказывается признавать авторитеты кого бы то ни было и чего бы то ни было, даже в тех областях, в которых сам не разбирается, всегда во всем предпочитает разбираться самостоятельно; в отрицании авторитетности кого бы то ни было или чего бы то ни было, доходит до логических ошибок такого типа: «данный апельсин не является апельсином, пока я сам не удостоверюсь и не признаю, что это — апельсин!»
10 баллов — отсутствие способности критически оценить авторитет кого бы то ни было: такому человеку достаточно дать ссылку на авторитетный для него источник, чтобы он резко переменил свое мнение, даже не пытаясь отстоять его перед авторитетом. Доверие к авторитетам зашкаливает все мыслимые и немыслимые пределы.

8. Ориентация на общество:

  • удовольствие от чувства собственной сопричастности к различным общественным процессам;
  • ощущение контроля над своей жизнью, которую дает ясное понимание происходящего в обществе и, соответственно, осознанное использование инструментов влияния на эту жизнь.

1 балл — человек не ассоциирует себя с обществом, возможно даже противопоставляет себя ему, его пугает и отталкивает необходимость разбираться в общественно-политических процессах, для него характерно стереотипное мышление в духе «все люди такие-то» и «политика — это просто театр, в котором одни устраивают представление для других и на это наживаются», полная убежденность в том, что он лично не играет никакой роли в общественно-политической ситуации процессах (для него нет очевидной взаимосвязи между действиями отдельных людей, даже скоординированным и общественно-политической ситуацией, все проходит как бы «само собой» по каким-то загадочным законам).
10 баллов — человек зацикливается на общественно-политических проблемах, не замечая всего прочего, склонен проявлять фанатизм в поддержку той или иной идеи по переустройству мира, подвержен стереотипам вроде «если человек не интересуется проблемами общества, то он полный идиот», стремится принимать самое активное участие в различной общественной деятельности, но в силу склонности чрезмерно увлекаться ею, забывая об остальных сторонах своей жизни, обычно не может завоевать сам какого-то серьезного отношения к себе как общественному деятелю, выглядит смешным и нелепым в попытках доказать верность своих убеждений даже тогда, когда это совершенно не требуется и неуместно.

9. Ориентация на дальних:

  • удовлетворение братских чувств по отношению к людям вообще, чувства любви к человеку и ко всему человеческому;
  • ощущение принадлежности к человеческому роду (чувство «я» как незаменимой единицы в общем потоке человеческой истории);
  • избавление от страха перед незнакомым человеком в результате понимания механизмов, которые управляют каждым из нас.

1 балл — человек напрочь лишен способности воспринимать незнакомых людей как людей, нуждающихся в такой же поддержке, как и его близкие и знакомые. Склонен проявлять полное равнодушие или же холодный интерес наблюдателя-потребителя к мировым катастрофам, не задумываясь о том, как много людей погибло, пострадало и нуждается в помощи. Склонен к проявлениям нацизма, расизма, различных видов ксенофобии. Понятие «человек» для него лишь абстракция, не требующая глубокого осмысления. Такому человеку не знакомо чувство вины, которое испытывает сытый человек, когда видит страдающего от голода и не может его накормить по тем или иным причинам.
10 баллов — религиозно-фанатичная самоотверженность в любом деле, которое человек считает полезным для человечества, демонстрация потери способности рассуждать здраво при столкновении с реальной или мнимой угрозе человечеству. Противоречивость восприятия проблем гуманизма (крайний субъективизм оценок): с одной стороны такой человек готов осудить любого, кто принимает жесткие решения (например, неконтролируемая ненависть к «мировым палачам»), с другой — готовность самому мириться с гибелью многих и многих, если этого «требуют условия реальности»). Человек «не от земли», т.е. с низкими корыстью, близкими, группой, обществом при зашкаливающей ориентации на дальних действительно будет готов приносить в жертву этих самых конкретных живых близких, группу и даже все общество во имя абстрактных дальних. Это так называемых абстрактные гуманисты.

10. Добросовестность:

  • чувство удовлетворения от выполнения обещаний, данных как кому бы то ни было, так и самому себе;
  • состояние гармоничного умиротворения, возникающее в результате доведенного до конца дела.

1 балл — человек крайне необязательный и безответственный, легко забывает о данных кому бы то ни было обещаниях, легко их раздает, столкнувшись с обидой на это либо искренне удивляется, либо даже раздражается и злится, полагая, что не обязан кому бы то ни было быть «святым» и полное право имеет распоряжаться своими словами как ему вздумается.
10 баллов — человек, который с трудом переживает ситуации, в которых не может выполнить обещанное. Чувство вины его подавляет так сильно, что совесть превращается из «компаса», указывающего на ошибки и пути исправления этих ошибок, в мучителя, лишающего сил и возможности жить и работать, пока не будет удовлетворена потребность выполнить конкретное обещание и освободиться от него.

11. Идеал:

  • радость достижения заранее намеченной цели (мечта о получении приза на состязаниях);
  • чувство удовлетворения от соответствия своего образа жизни определенному идеалу.

1 балл — понятие идеала у человека не проработано вовсе (не имеет даже представления, не задумывался никогда о том, что такое — «идеал» и зачем он может быть нужен), такой человек с трудом оценивает кого бы то ни было и самого себя (поскольку ориентиров у него нет); часто такой человек отрицает необходимость как выработки собственного идеала так и выработки каких-то общих идеалов, ссылаясь на то, что идеалы нужны идолопоклонникам и вообще религиозно мыслящим людям. Трактует идею «все относительно» как непосредственное руководство к действию, впадая в полный этический нигилизм.
10 баллов — постоянная зацикленность на мыслях о том, сколь близок идеал в том или ином проявлении себя, идеал превращается в идол — неоспоримый, неизменный. Человек в принципе не способен осознать, что можно обходиться без постоянной оглядки на идеалы, перестает учитывать нюансы ситуации, в которой может находится тот или иной человек. С большим трудом воспринимает или вовсе не принимает аргументы в защиту кого-то «неидеального» в духе «а вы не думали, что у человека были другие проблемы?» Иными словами, человек утрачивает гибкость психической реакции, теряя границу между реальным и идеальным.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий