Рефлексия

Рефлексия (лат. reflexio отражение) — размышление; анализ собственных мыслей и переживаний; размышление, полное сомнений и колебаний.

Словарь иностранных слов

Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — размышление, самонаблюдение, самопознание; (филос.) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

См. также — записи с меткой «Рефлексия»

Рефлексия отличается от чистого ментального (рационального) процесса, ибо она решает более сложные, более запутанные и, как следствие, эмоциональные проблемы. Там, где чистый ментальный подход себя не оправдывает, в силу «дребезжания», несвободы человека при решении проблемы, при поиске ответа на вопрос. Рефлексия требуется там, где проблема срослась с человеком, когда она есть часть человека, часть его личности, и когда эта часть есть фактор приспособления человека к ЭРМ. «Чистый» самоанализ тут может помочь только человеку-хозяину, который держит свои чувства в руках, они им не управляют и тем более не подавляют при самоанализе. Именно поэтому говорится, что растождествлённость и самоанализ есть уже рефлексия.

Рефлексия протекает в три этапа:

  1. Первый — растождествление и собственно размышление;
    • Растождествление перед следующим этапом;
  2. Второй — размышление о процессе размышления (о первом этапе);
    • Растождествление перед следующим этапом;
  3. Третий — аналогичное размышление о втором этапе. Понимание собственного мышления.

При индивидуальной рефлексии процесс размышления может проходить в свободной форме («поток сознания»), а может проходить как самоанализ (задавание вопросов и поиск ответов на них).

При коллективной рефлексии акт самоанализа мало похож на индивидуальный самоанализ, описанный выше. Люди высказываются по кругу, стремясь соответствовать уровню самоанализа, но рефлексия начинается совсем не с чистого самоанализа. Она более многоплановая.

В начале, если проблема сложна, мы практикуем коллективную самонастройку, акты единения и растождествления. Протекает это так:

  • Вначале в помещении создаётся характерная обстановка, в которой нет отвлекающих звуков и резких визуальных эффектов.
  • Люди садятся в удобные позы. В дальнейшем люди должны стремиться научиться принимать наиболее целесообразные позы, выработанные человечеством — в частности, йогические или позы учеников на тренировке каратэ или ушу.
  • Приносится чаша воды (так это делается в Москве), которая распивается по кругу в знак единения участников рефлексии перед решением сложной задачи.
  • Делается упражнение резонанса (сейчас оно больше не практикуется). Люди берутся за руки и наполняя грудь воздухом испускают его со звуком, подобным гудению. Звуком все стараются попасть в резонанс. Дети особенно любят это упражнение. Резонанс есть то состояние, когда люди смогли услышать друг друга и настроиться на общую волну.
  • Далее начинается упражнение растождествления и одновременно настроя на занятие. Человек в процессе этого упражнения стремится оставить за пределами комнаты все отвлекающие его факторы, постараться увидеть свое состояние. Человек должен оценить свое состояние и свой настрой на работу. В рефлексии принимают участие только тогда, когда уровень настройки — не ниже 4 по пятибалльной системе.
    После этого все объявляют вслух свои оценки настроя. Процесс самонастроя не должен быть слишком долгим, иначе человек будет заставлять других довольно долго ожидать его. Если человек так и не смог настроиться — объявляется повторный самонастрой всех. Если и после этого кто-то не настроился — он не принимает дальнейшего участия в рефлексии.
  • Далее выбирается ведущий, который управляет процессом рефлексии. Рефлексия в целом также не должна слишком затягиваться — не более полутора часов. Ответственный за рефлексию должен рассчитывать время каждого этапа рефлексии. Он должен управлять этим процессом с хронологической точки зрения. Все остальные должны быть также внимательны к себе, содержательны и максимально корректны в смысле времени и наполненности.
  • Желательно. чтобы самоанализ во время первого этапа рефлексии люди проводили уже подготовившись, уже проведя первичный или окончательный самоанализ до того самостоятельно. Тогда выступления на рефлексии будут краткими и содержательными.

Первый этап рефлексии может пройти не более трёх кругов выступлений участников. Тогда каждый сможет сначала выступить, потом свободно отозваться на выступление своё и других, по результатам прошедших индивидуальных самоанализов. Отзыв должен в себя включать общие согласительные и несогласительные моменты, отзыв должен быть целостным. Последний круг высказываний на первом этапе рефлексии должен преследовать цель выработки общего решения по проблеме, хотя бы на каком-то уровне. После прихода к какому-то решению объявляется небольшой перерыв для растождествления, отдыха. В процессе первого этапа рефлексии люди должны отслеживать себя со стороны всё время и отслеживать других не только ментально, но и эмоционально, сопереживательно.

После краткого отдыха, настроя и растождествления надо начинать второй этап рефлексии. Целью второго этапа является рефлексия своего поведения, своих переживаний, наблюдений за другими с той целью, чтобы люди поняли твою точку зрения, твоё состояние и увидели, насколько оно субъективно или объективно.

Целью второго этапа является растождествление с разговором первого этапа, со своим поведением в нём и поведением в нём других, с тем, чтобы увидеть разговор со стороны и в целом, словно это было не с тобой и не про тебя. Этим достигается эффект повторного целостного восприятия не только своей точки зрения и переживания, но и понимание точки зрения и переживаний других и картины в целом как процесса коллективного разума. Задача — вобрать в себя процесс. Очень важно не возвращаться к сиюминутности первого этапа, не продолжать спор, если он возник. Важна целостность, общее дело и концентрация на договоренном.

После этого наступает ещё один краткий 3-5-минутный отдых-настрой, растождествление. Наступает третий этап. Суть его такая же, как у второго, но уже по отношению не к первому, а ко второму этапу. При правильном выполнении этапов рефлексии человек приобретает очень объективное эмоционально-возвышенное, но ровное целостное восприятие ситуации и видит себя, своих товарищей уже совершенно со стороны. Тем самым он не приобретает равнодушие и холодную отстраненность, а приобретает полное восприятие коллективного разума, соборное ощущение, когда не доминирует ни собственная эмоция, ни собственная логика, ни эмоции и логика товарищей, а все гармонично и целостно переплетено: ошибки и победы. При правильной мотивации ни самость (своё эго), ни групповизм не владеют человеком во время рефлексии.

На третьем этапе, словно вы и вышли совсем из разговора, вам нельзя возвращаться к первому, он как бы кончился давно. Пройдя сквозь фильтр второго и третьего этапов, вы, оставаясь самим собой, уже не совсем вы, так как чужие точки зрения в вас уже живут гармонично. На третьем этапе нельзя ввязываться в сиюминутность второго этапа. А восприятие первого этапа должно быть как чего-то уже давно прошедшего. Вы, словно проснувшись, воспринимаете поведение свое и товарищей на втором этапе. После этого рефлексия заканчивается. Итоги рефлексии подводятся в письменной форме или на очном занятии устно, но уже вне рефлексии; уже не в виде продолжения разговоров, споров и размышлений, а в виде того целого и общего, чего удалось добиться. С тем, чтобы, базируясь на нем, вырабатывать решения в том направлении, где ещё не удалось победить разобщение.

Если нарисовать образную картину рефлексии, то люди, сидящие вокруг, должны восприниматься не как стоящие вокруг проблемы, а стоящие спиной к спине, а проблема — вокруг них.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий