Самоанализ

Самоанализ — это умение задавать правильные вопросы себе самому. Вопросы должны носить ситуативный, а не общериторический характер. Абстрактные вопросы «Как мне с этим быть?» или «Почему я такой?» являются нецелесообразными.

См. также — другие записи с меткой «Самоанализ»

В процессе обучения предлагается задавать вопросы: один главный и 4-5 разносторонних дополнительных вопросов. Разносторонние вопросы должны определять грани ситуации, проблемы. Вопросы не должны:

  • дублироваться;
  • зависеть от макро-вопроса (темы самоанализа);
  • напрямую «давить на больные места». Вопросы должны носить целостный характер, а не давленческий.

Каждое явление рассматривается с разных позиций: физической, эмоциональной, историографической и т.д. Если вопросов становится более десятка, это значит, что анализ прекратился, а вместо него наступил хаос подчинения (зацикленность). Как правило, нужно задавать не более 4-7 вопросов, которые должны не пересекаться, и должны отражать качественно разные аспекты ситуации, разные стороны события.

В процессе обучения ответов на задаваемый вопрос давать не нужно, т.к. процесс обучения (умения задать нужный вопрос) потеряет смысл. Правильно заданный вопрос зачастую уже есть половина, а то и более ответа. Поэтому на начальном этапе обучения самоанализа нужно научиться самому главному объективному задаванию вопросов.

Самоанализ является качественным профилактическим средством для решения проблем, позволяя не доводить их до крайних форм и не рождать новые проблемы в будущем. Самоанализ — частный случай комплексного анализа, когда аналогичный метод применяется к изучению проблем, связанных с несколькими людьми или ситуациями.

Растождествленность и самоанализ — есть уже рефлексия.

Попробуйте систематизировать те области вокруг проблемы, которые вы затронули своими вопросами. Вернее — не просто систематизировать, а классифицировать. Например «Этот вопрос затрагивает область генезиса проблемы», «Это историографический вопрос к проблеме», «Этот вопрос затрагивает тему моего физического состояния» и т.д. Это поможет вам увидеть, наcколько полно вы заполнили своими вопросами граничные области.

Главное — это уловить метод создания путём задавания вопросов объёмной картины, затрагивающей все возможные стороны рассматриваемой проблемы, а они включают:

  1. отслеживание влияния психофизиологического состояния на проблему.
  2. историография вопроса: этапы существования проблемы, эволюция и т.д.
  3. психологический аспект проблемы (личностное, субъективное восприятие).
  4. мировоззренческий аспект проблемы (проблем взаимодействия идеологический представлений, убеждением с реальным поведением и поступками в жизни).
  5. социально-политический аспект (влияние общества и доминирующих общественных политических, социальных и этических взглядов на проблему).

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий