Анализ идеалов обучающихся 8 и 9 классов общеобразовательной школы

Введение

Большая часть населения нашей планеты мечтает (или мечтали в детстве) жить в мире, отличном от того, в котором мы существуем сейчас. В мире более светлом, более справедливом, более радостном. Трудно представить себе преобразование нашей жизни без наличия в обществе людей пассионарных, с развитым смыслообразующим мотивом. Надежду на людей, настроенных альтруистически, оригинально выразила в работе на тему «Картина мира» ученица 9 класса:

Статистический анализ идеалов подростков убедительно свидетельствует о том, что реальность лучезарнее, чем порой кажется, разрушает окрашенную в чёрные краски картину мира.

Всего было проанализировано около 50 работ обучающихся 8 и 9 классов общеобразовательной школы. Анализ проводился по следующим критериям:

  1. Идеал в целом
  2. Идеал человека (личности)
  3. Идеал межчеловеческих отношений
  4. Идеал человеческого общества (человеческой цивилизации)
  5. Возможные действия для воплощения идеала в жизнь

Также анализировались представления обучающихся об идеальном уроке.

Методические пояснения

Не все работы были подписаны обучающимися, некоторые из них остались при этом в рабочих тетрадях школьников. Отдельные обучающиеся стремились написать о своих идеалах повторно, иногда при том не подписываясь, и такие работы идентифицировались по авторству, по почерку и по содержанию. Поэтому, а также в виду небольшой выборки, предполагаются некоторые неточности. Также необходимо помнить о субъективности классификации критериев автором исследования, а также о субъективном характере ответов школьников. Работы изначально были сгруппированы по классам (8 и 9), но некоторая часть неподписанных работ могла перепутаться. Пол авторов неподписанных работ устанавливался по личным глаголам мужского и женского рода, а также по почерку. Женский почерк чаще аккуратнее мужского, но зависимость эта наблюдается не всегда. При анализе учитывалось соотношение опрошенных из 8 либо из 9 классов, соотношение девушек и юношей. При этом на основе полученной пропорции вводился поправочный коэффициент для одной из двух категорий, за исключением случаев, когда критерий указывался лицами исключительно одного пола либо возраста. Полученное далее, с учётом поправочного коэффициента, путём деления меньшего числа на большее, дробное соотношение округлялось до десятых. Ноль и значения дроби, близкие к нулю означают наличие корреляции идеала в связи с критерием пола либо возраста (в этом случае в таблицах, следом за дробью, указывается возрастная или половая принадлежность), единица и значения дроби, близкие к единице, означают отсутствие такой корреляции. Все диаграммы и таблицы кликабельны.

1. Идеал в целом

Опрошено 8 обучающихся 8 класса в конце учебного года. Корреляций по критерию отношения к идеалу в целом в связи с полом обучающихся не выявлено.

На диаграмме представлен процент определений «что есть идеал вообще» от числа опрошенных.

На следующей диаграмме представлен процент определений и утверждений о целях стремлений к идеалу от числа опрошенных.

Цель стремления к идеалу обозначили термином «улучшение» 5 из 8 человек.

Отношение к идеалу, особые мнения:

Стремление зависит от настроения – 1 человек.

Недостижим – 1 человек.

То, к чему нужно стремиться каждому — 1 человек.

Как видим, сформулировать определение идеала обучающимся оказалось сложнее, чем ответить на вопрос о том, для чего человеку необходимо стремиться к идеалу. Определения идеала у различных обучающихся (за исключением тех, кто копировали определения из интернета) не совпадают. Обучающиеся видят смысл стремления к идеалу преимущественно в улучшении чего-либо. В основном это улучшение мира и человека.

2. Идеал человека (личности)

Проанализировано 38 работ. Учитывая, что некоторые обучающиеся стремились писать о своих идеалах повторно, а часть дублируемых работ осталась в рабочих тетрадях школьников и не была проанализирована, будем считать что изучено мнение более 30 обучающихся 8 и 9 классов. Как представляется, значимой для данного показателя идеала корреляции по критерию пола анализ не выявил. Можно отметить что для девушек более чем для юношей характерны идеалы, представленные в таблице в графе «Культура», а конкретный идеал «щедрость» характерен исключительно для парней, что соответствует анализу следующего раздела. Идеалы человеческих качеств сгруппированы по характеру этих качеств. Сами качества, отнесённые в ту или иную группу, представлены в таблице. Полагая что из 38 работ – 15 принадлежат восьмиклассникам, а 23 – девятиклассникам, введём полученный на основе составления пропорции, учитывая дублируемые работы, поправочный коэффициент 1,4 для 8 класса и получим корреляционные дроби. Рассмотрим следующую таблицу:

Таблица 1
Таблица 1

В таблице можно видеть (по количеству человек, упомянувших качества из той или иной группы) популярность тех или иных качеств как идеалов среди школьников. Они ранжированы сверху вниз. Так, наиболее часто отмечаются качества альтруистической группы, далее следуют (в равном соотношении) качества этические и прогрессистские. Ненамного отстают качества, относящиеся к сфере интеллекта. Качества эгоистической группы отмечены как идеал лишь в 22 % работ (с учётом дублированных). Наименьшей популярностью пользуются такие качества как внешняя красота, сила и профессионализм. Дробь 0,4 для альтруистических качеств представляется значимым показателем в виду количества человек, на них указавших, а также – в виду исходных пропорций. Возможно, тенденция принимать эти качества за идеал с возрастом прогрессирует. К тому же, эти качества соответствуют отношениям, занимающим 1-е место как идеал среди обучающихся 8 и 9 классов. Стоит обратить особое внимание на дробное соотношение 0,1 для качеств физической культуры (спортивность, физическая развитость, здоровье и отсутствие вредных привычек). Эти качества, столь значимые как идеал в 8 классе, практически сходят на нет в 9-м. При этом трудно не обратить внимание на то, что в 9 классе среди школьников обретают популярность пиво, табак и вэйпинг.

Также 3 восьмиклассницы указали личности, которые представляются им идеалом:

  1. Михаил Лермонтов, Родион Газманов, Дмитрий Нагиев, Максим Галкин, Владимир Путин
  2. Брэд Питт
  3. Тётя

Ещё одна восьмиклассница считает что ориентироваться нужно «разве что на батюшку в церкви, да и тот неидеален»… Она сходится в последнем с одноклассницей атеисткой, которая считает что идеального человека нет.

3. Идеал межчеловеческих отношений

В виду отсутствия заметной корреляции по возрастному критерию, обучающиеся 8 и 9 класса объединены в одну группу. Добросовестности ради следует упомянуть что отношения невмешательства представлены работами лишь обучающихся 9 класса, но очевидно, по наблюдению за учениками, что такие идеалы могут обнаружиться и в 8 классе. Проанализировано 27 работ. Учитывая, что некоторые обучающиеся стремились писать о своих идеалах повторно, а часть дублируемых работ осталась в рабочих тетрадях школьников и не была проанализирована, будем считать что изучено мнение более 20 обучающихся 8 и 9 классов. Идеалы отношений сгруппированы по принципу предполагаемой боли, вызываемой отсутствием соответствующих норм, с учётом разъяснений самих школьников. Полагая что из 27 работ – 16 принадлежат школьникам, а 11 – школьницам, введём полученный на основе составления пропорции, учитывая дублируемые работы, поправочный коэффициент 1,3 для школьниц и получим корреляционные дроби. Рассмотрим следующую таблицу:

Таблица 2
Таблица 2

В таблице можно видеть (по количеству человек, упомянувших отношения из той или иной группы) популярность идеалов тех или иных отношений среди школьников. Они ранжированы сверху вниз. Так, наиболее популярен идеал отношений взаимовыручки и альтруизма, наименее популярен идеал отношения в стиле «моя твоя не тронь». Дробь 1 указывает, как представляется (опираясь на всю совокупность имеющихся данных), на отсутствие корреляции идеалов по критерию пола. Дробь 0,5 указывает на затруднённость установления наличия корреляции в условиях столь небольшой выборки (без поправочного коэффициента это равное соотношение), и, вероятно, корреляция отсутствует. Дроби 0 и 0,3 указывают на наличие корреляции по половому признаку. Так, благотворительность как идеал отношений (при этом подразумевается незыблемость классового устройства общества) характерна исключительно для парней (причём 36 % (с учётом дублированных работ) от опрошенных парней назвали именно эти идеалы), а идеалы невмешательства, следования правилам этикета и сознательности характерны преимущественно для девушек. И если в качестве объяснения последнему можно предположить опережение в развитии (сознательность), беззащитность перед задевающими одноклассниками (невмешательство) и ненацеленность на риск (идеалы следования правилам этикета), то благотворительные идеалы парней остаются необъяснённым показателем.

В целом есть основания предположить что среди подростков идеал отношений более коррелирует с полом, чем с возрастом, а идеал личности скорее меняется с возрастом и мало соотносится с полом.

4. Идеал человечества

Проанализировано 39 работ. Учитывая, что некоторые обучающиеся стремились писать о своих идеалах повторно, а часть дублируемых работ осталась в рабочих тетрадях школьников и не была проанализирована, будем считать что изучено мнение более 30 обучающихся 8 и 9 классов. Особых корреляций по возрасту и полу в связи с данным аспектом не выявлено, за исключением моментов, которые будут упомянуты ниже. Рассмотрим следующую таблицу:

Таблица 3
Таблица 3

Буржуазные идеалы характерны лишь для 15% опрошенных, и это парни. Только 4 человека (10%) опрошенных называют исключительно деструктивные либо эгоистические идеалы (мир вращается вокруг него, или он сказочно богат, или он (она) ненавидит людей). Наиболее популярны экоидеалы. Ненамного отстают от них идеалы, характерные собственно для коммунистов. Такие буржуазные тенденции как националистические и, тем более, монархистские – отсутствуют. Либеральные ценности характерны для 23% опрошенных. Светлое будущее научно-технического прогресса, похоже, несколько более характерно для парней, чем для девушек. Трансгуманизм присутствует. Присутствуют (в таблице не отражено) также такие опасения как восстание машин, истощение полезных ископаемых, самоуничтожение человечества в результате войн. Максимально развёрнутые описания (8 из выписанных через запятые в 4-ю колонку таблицы критериев) идеального общества встречаются в 9 классе. Приведём следующую диаграмму, характеризующую количество обучающихся, указавших то или иное количество критериев для конструирования идеального общества:

В 8 классе 1 ученик и 1 ученица употребили по 5 критериев, в 9 классе 1 ученик и 1 ученица употребили 8 критериев, что составляет 13 % от числа опрошенных восьмиклассников и 8% от числа опрошенных девятиклассников. В то же время в 8 классе по 7 человек и в 9 классе по 8 человек указали лишь по одному критерию, что составляет 44 и 35% от числа опрошенных в классе соответственно. Идеал общества, таким образом, в целом, проработан у многих школьников очень слабо.

В целом, как представляется, коммунистические идеалы изначально близки большинству подростков, являются, что называется, родными, но в дальнейшем оказываются скрытыми под наслоениями в результате работы буржуазных пропагандистов и по причине отсутствия коммунистического образования и воспитания. 

5. «Что я могу сделать для воплощения идеала в жизнь?» 

Проанализированы 23 работы обучающихся 8 и 9 классов. Здесь следует учитывать те же возможности ошибок, что и для предыдущих разделов, поэтому будем считать что изучено мнение около 20 человек. Приведём простенькую таблицу, в которую выписаны идеи школьников:

Таблица 4
Таблица 4

При этом сфера благотворительности интересна лишь парням, идея о том чтобы стать идеалом для личного примера отмечена лишь в работах восьмиклассников. Идея о том что нужно начать с себя представляется несколько более характерной для девушек. В сфере общества для 9 класса характерны более сложные и разнообразные идеи. В целом же выборка и количество человек, указавших на ту или иную сферу, представляется слишком маленькой, чтобы свидетельствовать о корреляциях по признаку пола либо возраста. Таким образом, идея о том, что нужно начать с себя, представляется наиболее популярной. Далее следует забота о природе. Политика не популярна.

P.S. Также анализировалась и обсуждалась с обучающимися 8 класса тема идеального урока. Работ сохранилось критически мало. В начале года были выявлены общие для всех представления об идеальной школе:

  1. Тишина в классе во время изложения нового материала и умение учителя объяснить тему.
  2. Усиление практической части занятий (лабораторные, исследования, экскурсии, и т. д.).
  3. Бесплатные обеды и материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Заключение 

Статистика убедительно свидетельствует о том, что альтруистических идеалов у опрошенных подростков значительно больше чем эгоистических, и это даёт основания для человеконадеяния. Мизантропические картины мира субъективны, ангажированы и опровергаются научным исследованием реальности. Вопрос остаётся за темой воплощения идеалов в жизнь.

Автор Дмитрий Тюлин 70 Articles
НКК "Юг"

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий