Отношения со временем. Часть 2

Мы сбавили скорость и потеряли время, бесценное время! Стоит его упустить — потом уже не вернёшь!

Джек Воробей, х/ф «Пираты Карибского моря: на краю мира»

Время исчезает бесследно. Его невозможно удержать, его можно лишь по-разному потратить.

Цитатник по тайм-менеджменту

Как уже упоминалось ранее, с целью учёта и контроля времени в Школе НКК используется методика хронометража. В Части 1 данной статьи мы, кстати, уже уточняли, что «хронос» в переводе с древнегреческого — это «время».

Времени у нас мало, а задач много. Среди них: прохождение Школы (т.е. выстраивание качественно новых отношений друг с другом, формирование коммунистической МСЛ, гармоничное развитие в 3х направлениях: физическом, интеллектуальном, эмоциональном), работа по 2му пути (внесение своего вклада в социально-политические изменения в обществе), работа по Спецу (или иначе — Делу Жизни: то, что я оставлю людям после себя), творчество. Ну и конечно, зарабатывание денежных средств, обязанности в семье, быт.

Методика хронометража в обязательном порядке используется на производстве, в научных исследованиях и экспериментах. Также хронометраж является неотъемлемой составляющей популярных тайм-менеджмента (англ. time management, управление временем) и различных способов повышения личной эффективности, которым посвящены сегодня тонны отечественной и зарубежной литературы. То есть надо не забывать, что эта методика — не наше изобретение, а универсальный инструмент.

Казалось бы, мы все хорошо помним, что происходит с нами в течение дня. Однако, если спросить человека, не ведущего хронометраж и не обладающего феноменальной памятью, каким образом он провёл свой день и попросить его это написать, то выяснится, что часть времени выпала из его памяти.

Хронометраж — методика изучения временных затрат с помощью фиксации и замеров продолжительности выполняемых действий.

Какие основные задачи хронометража?

  • Определить, на что тратится ваше время;
  • Выявить «поглотителей времени», или, используя популярный сегодня термин, — «хронофагов»* (также древнегреческого происхождения);
  • изыскать резервы времени;
  • выработать «чувство эффективности» и «чувство времени».

* Хронофаги — это любые отвлекающие объекты, мешающие и отвлекающие от основной запланированной деятельности.

Принципы проведения хронометража просты, но не у каждого хватает самодисциплины им следовать. Для достоверности рекомендуется записывать все свои действия с точностью до 5-10 минут в течение хотя бы двух недель. Наиболее простой способ вести хронометраж — фиксировать начало и окончание любого дела. Пример:

  • 7:00 — 7:40 — сделал гимнастику «5 тибетцев»;
  • 7:40 — 8:40 — сел работать, проверил email Красного ТВ, распространил новости по соц.сетям;
  • 8:40 — 8:45 — сделал гимнастику для мышц глаз;
  • 8:45 — 9:00 — позавтракал;
  • 9:00 — 10:00 — написал статью по хронометражу на сайт НКК и т.д.

Можно также фиксировать количество потраченного на каждое действие времени и добавлять комментарии, показывающие, насколько рационально было потрачено время.

Способы ведения хронометража:

  • Бумажный метод. Подразумевает фиксацию всех затрат времени в течение дня в блокноте, записной книжке или на специально подготовленных бланках (отдельные листы легко теряются). Глеб Архангельский, эксперт в области управления временем, рекомендует на начальном этапе использовать именно этот способ, так как при компьютеризации хронометража основная часть делается по памяти, информация теряется, а точность и правдивость данных существенно снижаются;
  • Мобильный метод. Хронометраж с помощью различных приложений для мобильных устройств;
  • Метод диктофона. Когда мы переключаемся на новое дело, то делаем голосовую запись. Вечером подводим итоги на бумаге;
  • Удалённый метод. Предустановленное ПО формирует графический отчёт о затратах;
  • Online-метод. Используя веб-браузер, подключаетесь к веб-ресурсу, содержащему online-сервис для хронометража. Такой способ позволяет вести хронометраж из любого места, где есть Интернет, и с помощью любого устройства, где установлен браузер.

Приведу также меня однажды поразивший факт со страницы Вконтакте декана факультета психологии Самарского Госуниверситета:

«Неделя вмещает 168 часов! Нормальный сон 8 часов х 7 суток = 56 часов. Работая или учась ради Будущего (!) не более 40 часов в неделю, ты обеспечиваешь только свое выживание. ( Если 6 часов учебы в сутки х 6 суток <без воскресенья> = всего 36 часов!!) Никакого развития новых возможностей у тебя не произойдет. Не плывешь, а просто не тонешь. Помни! У тебя есть 168 — 56 = 112 часов в неделю! Теперь ты можешь легко предсказывать, что будет представлять собой твоя жизнь в будущем!»

Вот в принципе и всё. Как говорится, «Встань и иди!» … Точнее, «Бери и делай!». Но у данной методики есть, разумеется, противники. Их доводы сводятся, в основном, к следующему:

1. На это уходит много времени. Давайте подсчитаем. На одну запись тратится от 15 (при грамотном сокращении) до 30 секунд. За день делается от 20 до 50 записей. И времени на это уходит от 5 до 25 минут в день. То есть в среднем на хронометраж тратится 15 минут в день. Много это или мало? 15 (даже 25) минут в день — это небольшая плата за то, чтобы получить реальную картину своей жизни.

2. Расписывая жизнь по минутам, мы не замечаем, как она уходит. Да, мы за Живую Жизнь. И часто она неумолимо вмешивается во все наши планы, непредсказуемо ставит сложные многофакторные задачи, не давая возможности что-либо планировать и вести счёт часам и минутам. Но опыт проведения хронометража — в том числе, в Школе НКК, — говорит нам, что данный довод есть скорее страх перед реальностью. Дело в том, что когда человек получает первые результаты, у него наступает момент психологического ступора: он не может поверить, что он так неэффективно живет. И здесь важно, разумеется, принятие этого факта, осознание его.

А далее — тщательная «инвентаризация» и «аудит» времени Жизни. Поначалу, возможно, это будет несколько сложно и неудобно. Но, как говорят психологи и тренеры, «неудобно» — не всегда «неправильно», порой — это просто «непривычно». Через какое-то время и контроль времени, и управление им становятся для человека более чем естественными. Непонятным будет лишь одно: как можно было раньше быть в таких поверхностных отношениях со временем — нашим самым невозобновляемым ресурсом?

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий