Психологический Ликбез. Советская психология

Время идёт, и мир меняется. Меняются и люди, и общество, наступают новые невиданные кризисы — но открываются и новые невиданные возможности.

Всё большее значение в обществе приобретают психологические знания в самых разных сферах жизни. От массовой психологии, рекламы, управления, политтехнологий и до разбора с внутриличностными «тараканами», от элементарной психогигиены в строительстве личных отношений, в воспитании детей — и до поисков смысла жизни, от преодоления алкоголизма, игровой зависимости — до исследования творчества, пограничных состояний сознания, выявления талантов, развития способностей. И это далеко не всё.

В то же время — в нашем обществе, несмотря на всеобщее, казалось бы, образование, крайне не хватает ясного и системного представления о психологии. Имеется ужасающая смесь обрывков знаний, «приёмчиков», вперемешку со слухами и предрассудками, из-за чего психолог зачастую приравнивается к гадалке или колдуну. Огромная разница в понимании психологических закономерностей создаёт широкое и недоброе поле для обманов и манипуляций, ошибок и недоверия. Налицо необходимость поднимать грамотность.

Группа «Красная Психология» решила создать серию-ликбез по основным школам и вопросам психологии.

Сегодня мы поговорим о важном направлении в психологии — большой и серьёзной системе, особенной для красного психолога — о советской психологии.

Советская психология отличается надёжнейшей научной базой, строгим материалистическим подходом, изначальными сильными связями с другими науками и методологическими подходами, направленностью на фундаментальную работу. Сразу заметна непротиворечивость разных школ советской психологии, которые уверенно складываются в стройную систему знаний.

Один из «столпов» советской психологии — «физиологический», изучающий нервную систему человека — материальный носитель его психики. Физиология, психофизиология, нейропсихология, неврология во многом обязаны своим развитием советским учёным, а они шли ещё дальше физиологии, искали и находили связь её с психикой и поведением.
«Психика есть свойство высокоорганизованной материи (в форме нервной системы), заключающееся в отражении внешнего мира».

Самые крупные работы:

Иван Михайлович Сеченов. Нерв и Рефлекс, условный и безусловный рефлексы, торможение в нервной системе.
Сеченов — «отец русской физиологии», исследователь рефлексов с открытием условных и безусловных рефлексов, центрального торможения рефлексов как механизма регуляции поведения. Человек широчайших взглядов, он наряду со строгой и точной работой по рефлексам не ограничивался ею, развивал научные представления о воле, сознании, воспитании, гуманистической роли науки, распространял учение Дарвина, выступал за права женщин.

Иван Петрович Павлов. Теория Высшей нервной деятельности, Вторая сигнальная система.
Первый русский нобелевский лауреат, создатель теории высшей нервной деятельности, Павлов изучал рефлекс как базу нервной деятельности: как непосредственно-рефлекторной «низшей», характерной для животных, так и характерной для человека «высшей», строящейся на сложных рефлексах и состояниях. В своих знаменитых опытах с собаками Павлов изучал сложное формирование рефлекса, включающее образование связей непосредственного источника с другими внешними явлениями. Фактически Павлов описал материальную основу психической жизни человека и во многом — её элементарные механизмы. Изученный Павловым такой тип высшей нервной деятельности, как Вторая сигнальная система человека — речь, способность продуцировать, воспринимать и оперировать знаками, сыграл огромное значение в понимании развития психики.

Владимир Михайлович Бехтерев. Физиология мозга, рефлексология, патопсихология, создание института, журнала.
Выдающийся исследователь в медицине, невролог и невропатолог, организатор лабораторий и институтов, создатель журналов. Изучал локализацию психических функций в мозге и взаимодействие центров локализации. Также изучал взаимодействие личности и общества, один из основателей положения о развитии психики в труде.

Алексей Алексеевич Ухтомский. Доминанта.
Разработал учение о доминанте, во многом раскрывшей «внутренние условия» реагирования людей на ту или иную ситуацию. Доминанта — складывающийся в нашем мозгу характерный рисунок возбуждений и торможений, который обладает способностью самоподдерживаться, связан с психологическим состоянием человека и его характерными восприятиями и реакциями при действии данной доминанты. При складывании разных доминант возникают разные состояния, разное восприятие и разные действия. Так же Ухтомский разрабатывал вопрос конфликта доминант и подавления ими друг друга, и психологические последствия этого.

К учению о доминанте хорошо пришлась теория Установки Дмитрия Николаевича Узнадзе, фактически обрисовавшая психологическую сторону физиологической доминанты, но значительно продвинувшаяся в изучении бессознательного и влияния прошлого опыта на поведение человека.
Установка — неосознанное психологическое состояние, определяющее реакции человека и его будущую деятельность. Установка предваряет и определяет развертывание любой формы психической деятельности.

Второй «столп» советской психологии — марксизм, открытие психики человека и отношений в обществе как продукта исторического развития.

Существенные его постулаты — уйти от рассмотрения одинокого вырванного из контекста человека, перейти к рассмотрению системы личностей в их отношениях и на её основе — каждой частной психики.
Рассматривать проблему не у одного человека, а как место в системе общественных и психических отношений.
Человечество способно накапливать опыт и передавать его вновь рождённым людям в процессе воспитания.
Психика — не просто отражает окружающий мир, но и активно воздействует на него, в чём проявляется диалектика развития материи.

Существенное влияние на второй столп оказала давняя русская медицинская традиция: рассматривать больного в момент заболевания не одного, а вместе с его окружением.

Лев Семёнович Выготский. Культурно-историческая теория.
Изучал общественную природу психики человека, он изучал формирование психики человека в общественных взаимодействиях; то, как непосредственно работает в этом открытая Павловым Вторая сигнальная система в общении людей, как это общение складывалось исторически и как оно развивается.

Алексей Николаевич Леонтьев. Принцип единства сознания и деятельности.
Сергей Леонидович Рубинштейн. Психология деятельности, творческая деятельность как процесс жизни.
Создатели важнейшего деятельностного подхода доказали диалектическую связь сознания и деятельности, что фактически это две стороны одного процесса, что открыло огромные возможности в изучении психологии и дало выход из тогдашнего кризиса развития психологии. Он состоял в разрозненности «внутреннего» мира сознания и «внешнего» мира реакций и действий для исследователя, что вызвало ряд неразрешимых проблем, поговаривали даже о конце психологии.

П.Я. Гальперин и Д.Б. Эльконин продолжили и углубили деятельностный подход. Они изучали поэтапное формирование психики человека, особенно умственных действий и понятий, давшее начало экспериментам в области исследования возрастной психологии и психологии обучения.

Отдельно стоит упомянуть о углублении в теорию деятельности, сделанном А.Ф.Лазурским и В.Н.Мясищевымпсихологию отношений, давшей глубокий взгляд на личность как на систему отношений, сформировавшуюся на рефлекторной основе в деятельности и отражающую определённую культурно-историческую ситуацию.

Деятельностный подход идеально пришёлся к культурно-исторической концепции, которая в свою очередь хорошо стыковалась с учением о рефлексах и основанной на них Высшей нервной деятельности, учениями о Доминанте и Установке, этапах формирования психики, психологии отношений. Сложившаяся система стала каркасом советской психологии, вкупе с выработанной системой основных психологических понятий.

Третьим «столпом» Советской психологии была плотная связь с другими науками, непреклонное следование научной методологии, академичность и фундаментальность.

Большие результаты были достигнуты в возрастной психологии и психологии развития, инженерной психологии, эргономике и профориентации, вопросах гармоничного воспитания и обучения.

К сожалению, с разрушением СССР была подорвана база советской психологии, как и многих других советских наук. Были разорены и уничтожены многие институты и исследовательские центры, а уцелевшие зачастую находятся на грани выживания в хищной рыночной среде. Многие исследователи не сумели продолжать работу или уехали за рубеж, качество психологического образования резко упало, молодых исследователей крайне мало, немалая часть из них также работают на зарубежные институты.

Наблюдающееся сегодня засилье иностранных — зачастую плохо адаптированных, но распиаренных — «модных» психотехник задвинуло в тень советскую практическую психологию, и совершенно незаслуженно. Цифра в 85% обычной успешной результативности в тренинге кое-что скажет знакомому с тренингами спецу.

Почему тогда «советские» тренинги не завоевали популярности на рынке, спросите вы? В рыночной экономике иметь хорошие тренинги мало, надо ещё их «раскрутить» на какие-то средства, встроиться в зачастую бесчеловечную систему дополнительного образования, завести и поддерживать нужные связи с зачастую нечистоплотными людьми. Практикующий психолог вынужден быть ещё и бизнесменом, а это выдерживают не все.

Советская психология — старательная, строгая, неторопливая — создана для другой эпохи. Как в космическом павильоне ВДНХ наблюдается засилье ларьков, торгующих трусами — так и в психологической практике наблюдается засилье примитивных «практик» без теории. Они смешиваются с мистикой и гаданиями, превращаются в шаманство, а порой и в откровенное мошенничество с яркими, но не решающими глубинных проблем «тренингами личностного роста».

Автор Алексей Теркин 25 Articles
Северо-западная формирующаяся ячейка НКК, строитель научно-коммунистической субкультуры

1 Kомментарий

  1. Учился на психолога в двух университетах в 2002 -2007 гг.
    Ни разу не слышал таких фамилий как, например, Гальперин или Эльконин, зато Фрейда и Юнга было хоть завались… Просто сортиры, а не универы. Ну и выпускники были соответствующего качества…

Оставить комментарий