Узундара 2018. Начало

Бактрийский отряд Среднеазиатской археологической экспедиции ИА РАН, для начала совместных полевых работ 2018 года с Институтом Искусствознания Ан РУз прибыл в Ташкент, а далее в п. Гагарин, Сурхандарьинской области р. Узбекистан на границе с Афганистаном. Экспедиционный сезон на крепости Узундара традиционно предваряют две вещи: 1) отлёт начальницы, для решения всех организационных вопросов, важных деловых встреч и подготовки базы для приезда основной части Бактрийского отряда. 2) Дорога экипажа флагмана экспедиции маршрутом Москва-Ташкент.

Как и в прежние годы (2014-2017) нам предстоял знакомый, изведанный маршрут, через Рязань и Пензу, красивейшие места Самарской луки, степи Оренбурга, арбузные поля Соль-Илецка, прямиком к первой границе Россия-Казахстан. Далее, путь по пустынным дорогам к хромитоворудному городу Хромтау, проскакиваем неподалеку от Аральска, мимо степей, верблюдов и барханов. В объезд Кызылорды, через Туркестан в шумный, многолюдный Шымкент и далее, ко второй границе Казахстан-Узбекистан.

Дорога этого года была примечательна неизвестной нам на дальних расстояниях, семнадцатилеткой Toyota land cruiser 100, сменившей на своем посту УАЗ Патриот, преодолевающий три года подряд расстояние в 4200 км до Узундары и столько же обратно. Смена была обусловлена сильно ухудшившимися состоянием УАЗа, в первую очередь износом двигателя, требующего капитальной переборки или замены, прогнившим от экспедиционной Российской зимне-весенне-осенней эксплуатации дном, которое добавляет риск потерять все, что маломальски к нему крепится, общей разбалансировкой машины, делающей все шумы, присущие Патриоту в разы сильнее. Эти факторы делали предстоящую дорогу изматывающей и рискованной, в следствие чего, в ходе долгих размышлений и подготовки было принято решение отправляться в дорогу более старым, но по автолюбительским легендам, самым надёжным автомобилем, tlc 100, который ценой кредитов был куплен год назад. Серьёзное опасение было только одно — перегруз. Забитый багажник с генератором, тентами, палатками, лопатами, оборудованием и прочим экспедиционным снаряжением довершался и нагруженным багажником крыши. Но весь маршрут от Москвы до Ташкента прошёл благополучно. Первый тревожный звоночек возник при дополнительной загрузке машины в Ташкенте в дорогу в Сурхандарьинскую обл., где располагается археологический памятник крепость Узундара и археологическая база экспедиции. Пружинно-амортизаторная подвеска Тойоты, просевшая под грузом очень опасно ловила ухабы дороги от Ташкента до Самарканда. Это было первое серьезное отличие, кроме общей вместительности багажника, от Патриота, с его усиленной рессорной подвеской, безразличной к таким неровностям. Ещё в Москве мы рассчитывали усилить подвеску машины, но вскрывшиеся при осмотре проблемы с рулевой рейкой, старыми патрубками и рычагами вынудили отказаться от этой идеи. Бюджет рассчитанный на усовершенствование ушел на ремонт. Перегруз, жара и штурм перевалов с многочисленными спусками и подъёмами сказались на коробке передач. Старенькая четырехступка машины, уступающая по технологичности мощностям всего автомобиля начала подавать сигналы перегрева масла, что позволяла себе в Москве лишь в жестоких многочасовых пробках. Это был второй звоночек. Довершил технические неполадки вышедший из строя радиатор кондея, поменяный год назад, он словил мелкие пробоины в трёх местах и фрион под давлением ушел. Лишь достигнув предгорий Сусизтага, гостеприимного поселка Сайроб, где живут добрые друзья и помощники экспедиции и сгрузив на пару дней самые тяжёлые вещи мы дали машине вздохнуть с облегчением.

Проездом встретились с рабочими и обсудили особенности предстоящего полевого сезона, задачи, сроки работ. Рост цен в среднем по Узбекистану в этом году скажется на расходах экспедиции как то: зарплаты, питание, бензин. Напомню, что для проведения работ на крепости Узундара формируется команда из археологов, тахеометриста, художников, фотографов, реставратора-керамиста, камеральщиков, рабочих, автослесаря-завгара и пр., команда около 35 человек, которые будут жить в условиях горного палаточного городка в течение двух месяцев, со спусками УАЗа 469 за продуктами раз в два-три дня, и спусками Тойоты на выходные, для масштабной камеральной работы и выездных банных дней. Таков режим. Раз или два в неделю трактор доставляет на гору по витиеватой односторонней каменистой дороге цистерну с водой для хозяйственных нужд экспедиции, так как, в горах нет источников ни питьевой, ни технической воды. Так же в этом году, предстоит последний этап усовершенствования горной археологической трёхкомнатной базы, возведенной на средства экспедиции в предыдущие годы, по инициативе начальницы, две комнаты которой, получат цементный пол. Таким образом решается проблема чистоты и порядка, устранения пыли из кухни и комнаты камеральной обработки находок. По слухам местных жителей и наших рабочих из п. Сайроб, дорогу сильно размыло, а стены базы частично разрушены весенними селями, что потребует вложений на восстановление.

Помимо плановых раскопок на крепости Узундара, проведения разведок в окрестных ущельях горы Сусизтага, Бактрийский отряд в первую очередь сможет приступить в полной мере к задаче номер 1 сезона 2018 года – подготовке монографии по результатам 5-летних работ на цитадели крепости. Для этого потребуется провести окончательные археологические исследования участков цитадели, сделать финальную фото-, тахеометрическую, чертежную фиксацию. Провести полномасштабные съёмки крепости с квадрокоптера, выносных башен, стен и окрестностей. Обработать огромное количество полученного при исследованиях материала, преимущественно керамика требует детальной и длительной обработки, так как количество ее за эти годы превышает десяток тонн. Качественная фотофиксация находок, отрисовка предметов, реставрация, эти задачи ставятся перед экспедицией для подготовки результатов исследований к публикации.

Более того, будет продолжен планшетный сбор находок с внешней стороны стен крепости, который за предыдущие годы работ дал значительные результаты. С большой вероятностью, археологи расширят зону исследований и за цитадель крепости, заложив участки раскопов в ее центральной площади, потенциально рассчитанной под жилые и хозяйственные постройки.

Впервые будет создан специальный разведывательный отряд для исследования Великой Бактрийский стены. На сегодняшний день открыта система сигнальных башен, две стены, протяженностью более двух и трёх километров. Обнаружены отдельные участки стен, перекрывающие наиболее удобные для конного пересечения проходы через ущелья горы, построенные Александром Великим или Антиохом I в конце IV – начале III в. до н.э.

Бактирийский отряд Среднеазиатской археологической экспедиции ИА РАН под руководством Н.Д. Двуреченской начал работы в горах 6 августа. Закончился этап разъездов, закупок, регистрации и сбора команды, начался непосредственно полевой сезон.

Текст Марии Тульновой. Из-за слабого инета репортажи и фото плохо грузятся

Автор Константин Верцинский 268 Articles
НКК "Восток"

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий