«Михайло Ломоносов», 1986

«Михайло Ломоносов» (далее — «М.Л.»). Фильм-сериал 1986.

С детства помню эти фильмы: «М.Л.», «Россия молодая», «Юность Петра». но в силу активности и малого времени проводимого у телевизора практически никогда не смотрел от начала и до конца. Сейчас времени еще меньше, но есть интернет и компьютер — можно выделить момент, разбить серию на два вечера. Вот кстати последнее не получается. Серии захватывают: каждая — отдельное целостное произведение, хотя повествование идет на весь фильм. Разбит он на три трилогии.

Пока я расскажу о своих впечатления от первой трилогии «От недр земных», удержусь от банального описания сюжета. Фильм нужно смотреть однозначно и целостно. От себя лишь расставлю акценты:

1. Фильм провоцирует на более глубокое изучение истории. Ремарки об исторических личностях требуют от живого ума полного раскрытия. Кто все эти люди? Почему их выделили и что с ними стало? В то время видать было не такое большое население, если столь тесно сплетались судьбы людей, разбросаных по территории от Севера до Москвы. И это при отсутствии вменяемого транспорта и огромных расстояниях.

2. Гамма цветов фильма подобрана идеальна. Светлое, но однотонное для Севера. Темное для закрытой атмосферы внутри царских и дворянских разборок.

3. Прекрасно переданы разнообразие и при этом полная безысходность познания верой, приводящие либо к костру, либо к коммерции. Даже самые просвещенные священнослужители не могут избавиться от этой тяготы.

4. Обозначена философская основа «Я считаю — значит верю, потому что знаю». Шикарный контраст между старообрядцами, сгорающими за веру и Джордано Бруно — погибшим за знание.

5. Дается описание донаучного познания мира людьми крайнего Севера. Свободные от обычых тягот крестьянства Центральной России, выстраивающие там свою веру и быт — отсюда такое, немного первобытное, восприятие природы. Хорошо показана фатальность такого подхода, зависимость от прихотей: «Море кормит — море и убивает».

Конечно через всю трилогию идет мысль о великой научной революции в петровское время и ее неоднозначности для народа. О том, что было поставлено во главу угла. Зацепило упоминание первосвященника Феофана, который, будучи сподвижникам Петра, пытался подчинить деятельность церкви государственным интересам. Напомнило сразу обновленческую церковь в 20-е годы 20-го века

Но все это лишь форма фильма. А сутью являются люди. Ломоносов для нас — образец правильного «горения» человека. Фильм полноценно раскрывает его рост как личности. Первая часть показывает ту силу, что есть в нем. Найдя для себя путь он твердо идет по нему боясь свернуть на полшага (сцена в столовой, когда его на бунт призывают). А дальше, взрастив любопытство до горения, он покажет, что знание и наука есть не что иное как инструмент для достижения лучшего. Он отдаст людям не только знания, но и свое стремление к знаниям, так как взрастит плеяду великих ученых.

 

Автор Константин Верцинский 271 Articles
НКК "Восток"

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий