В декабре уже прошедшего года мы отправились в палестинский город Сахнин, что находится в западной Галилее. Давно нас интересовал традиционный средневековый быт фалахов (земледельцы на Ближнем Востоке), их история, особенности и атмосфера уклада жизни. Город Сахнин был выбран не случайно — тут силами энтузиастов был организован музей палестинской культуры. Один из организаторов предоставил традиционный дом, полученный в наследство от родных. Сам дом, конечно, в прошлом был жилым, здесь жил управляющий городом («Мухтар» — так называли должность управляющего) и имеет просторный двор и большую гостевую комнату для посетителей, что существенно отличает его от традиционных домов прошлого, но имеет в себе общую типологию тогдашнего жилья. С этого дома и началось пополнение коллекции и изучение этнографии палестинских фалахов.
Мы ехали, как всегда, долинами и первалами невысоких хребтов Галилеи, проезжая одну деревню за другой, «Дискавери» был доволен нагрузкой, которую он периодически требует для разминки своей ходовой, но это не помешало ему все же износить колодку заднего левого колеса. В город мы уже въезжали с характерным тормозным скрежетом. Как я уже писал, запах воздуха, наполненного ароматной дымкой печей палестинских городов, деревень уже создавал атмосферу будущей встречи с музеем этнографии. А жители города и не подозревали, что они живут по соседству с таким музеем, и не знали даже, где же находится улица имени Я. Арафата, на которой и расположился музей. Наш товарищ Дима, как опытный проводник, проложил маршрут с точностью до 99%, но змеевидные улицы города упорно вели «Дискавери» по террасам жилых кварталов. Мы привлекали внимание жителей, сидящих возле входа в свои дома в этот прохладно-солнечный субботний день. Телефонный звонок смотрителя и одного из организаторов музея дали результат: мы благополучно добрались до места.
Тишина и свежесть традиционного дворика уютно располагали к мягкой и неторопливой речи смотрителя, одновременно гида музея. Дети расположились на низеньком каменном бордюре в центре двора, а мы, как принято с дороги, вкусили ароматного кофе с кардамоном. Рассказчик уважительно пригласил нас войти в дом, посоветовав пригнуться, так как сводчатые дверные проёмы строились низкими (мусульманская традиция, соблюдающая постройку домов и расположения комнат как территорию влияния и хозяйствования женщины). Так начался рассказ о характере средневекового уклада жизни фалахов. Руки рассказчика плавно и по-доброму повторяли в жестах его повествование, продолжительные паузы давали нам прочувствовать услышанные и увиденные детали, факты быта и истории.
Как я говорил, дом принадлежал уважаемому и состоятельному управляющему и поэтому имел сводчатый каменный потолок. Обычное жильё фалаха в средние века также строилось из каменной кладки и имело в типологии ту же конструкцию с внутренним двориком, но не имело каменного перекрытия, потолок в обычных трудовых крестьянских семьях перекрывался деревянными брусьями и, возможно, еще камышом или иной сухой растительностью. Коллекция музея требует отдельного подробного рассказа о каждой этнографической детали, за которой стоит целая система уклада жизни. Я не смогу, к сожалению, сейчас описать все это, но отмечу на фотографиях отдельные моменты экспонатов музея.
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.