Несколько слов о юриспруденции

Цицерон

Юриспруденция — одна из древнейших дисциплин, изучаемых в университетах. Ее основы были заложены еще в Древней Греции — например, в школах стоиков обучали судебному красноречию. Но активное развитие юриспруденции, разумеется, на основе греческого опыта, стартовало в Древнем Риме: на пересечении старой и новой эр были основаны две правовые школы: школа сабинианцев и школа прокульянцев. В I в. н.э. зародилось раннее, в историческом смысле первое юридическое образование — появилась первая частная школа юриспруденции, организованная Сабином (школа сабинианцев).

Потребность общества в существовании юристов была обусловлена тем, что с развитием экономики и классовой системы и, как следствие, — эволюцией государства и надстроечных институтов (семьи, религии и т.д.), расширялся спектр прав, свобод и обязанностей человека, который необходимо было защищать. Развитие общества в так называемых рабовладельческий, феодальный и капиталистический периоды привело к тому, что человеку требовались определенные гарантии для защиты его неприкосновенности, безопасности и благополучия, с одной стороны, и защиты имущества — с другой.

Разумеется, не все общество наделялось одинаковой защитой, и каждому сословию предоставлялся конкретный объем прав. Но вопрос состоял в том, что подчас грамотный представитель в суде нужен был каждому: никто не хотел мириться с тезисом, что «прав тот, у кого больше прав». Знания и опыт древнеримских юристов применяются и в современном мире, от Рима по накатанной формировались современные системы права. Англо-саксонская, романо-германская и даже мусульманская система права взяли опыт у древних римлян. Но в те далекие времена из юридических школ преимущественно выпускались юристы, участвующие в судебных процессах на сторонах истца или ответчика, обвиняемого или потерпевшего.

Сегодня же в различных государствах мира из юридических факультетов выпускаются будущие прокуроры, следователи, судьи, адвокаты, нотариусы, налоговики, таможенники, международники и многие-многие другие. Современные юристы — по большей части люди, которые работают на существующую надстройку, то есть решают противоречия в рамках той экономико-политической системы, которая есть.

Однако есть любопытный факт: несмотря на то, что двигателями революций выступали народные массы: крестьяне, пролетариат, — в рядах первых имен революционеров присутствуют имена и юристов. Например, Робеспьер. Или Ленин, который изучал юриспруденцию в молодые годы и несколько лет работал в суде, хоть и не пошел дальше по этой профессии.

Это демонстрирует, что юриспруденция не обязательно должна являться тем инструментом, который может создать непоколебимых слуг абсолютного монарха или защитника частной собственности крупных олигархов. Есть и типичные наемники — ведут дела, за которые платят. И многие юристы действительно ведут дела для компаний и государства. А есть и такие, которые защищают права людей из разных социальных групп, исходя из гуманистических воззрений.

Но что примечательно, именно юристы с выработанными собственными убеждениями, которые строят работу на основе диалектики — в теории и на практике, — обладают критичным мышлением и отличным умением аргументировать, они знают, как вести себя в различных государственных органах.

В народе часто говорят, что «слишком много юристов развелось», а в красной среде говорят: «юриспруденция — буржуазная лженаука».

По первому общественному тезису хотелось бы возразить, поскольку юристов не так уж и много, и можно сказать, что мало. Когда профсоюзам нужен юрист — возникают затруднения с поиском. Ведь рабочих, которые хотят восстановить справедливость в суде, много, а защитников мало. Это не хорошо и не плохо — это факт. Когда речь идет о поиске добросовестного и грамотного юриста или адвоката для разрешения семейных споров — тут тоже возникают затруднения. Юристов мало, несмотря на то, что каждый год юридические факультет выпускают тысячи «специалистов». Но не все идут по профессии, и не каждый, кто имеет лицензию и корочку — юрист.

Второй тезис, о буржуазной лженауке. В одной из современных трактовок юриспруденция — это комплексная наука, изучающая свойства государства и права, совокупность правовых знаний, практическую деятельность юристов и правоприменение. Есть большие сомнения насчет этого определения, насчет его законченности и грамотности. Однако обозначен круг вещей, которые входят в систему юриспруденции — это государство и право как явления социальной жизни. Следовало бы перефразировать: юриспруденция, прежде всего, система правовых наук, которая в своей сфере первичным ставит право, как регулятор общественных отношений — в связи с государством, обществом и человеком. А вот конкретные правовые науки, системы, отрасли и институты — касаются общественных отношений в различных сферах: от частных до публичных, от межгосударственных до личных.

В СССР таки было право, и его основателями можно по праву считать, во-первых, деятелей Парижской Коммуны 1871 г. и, во-вторых, В.И.Ленина, который издал после Великой Октябрьской Социалистической Революции 1917 г. два Декрета, имевших юридическую силу: Декрет о Мире и Декрет о Земле. Далее уже большевики формировали право в рамках социалистической системы, которая просуществовала до 1993 г.

В Советском Союзе и ряде социалистических стран юристы не остались «никому не нужными». Наоборот, появилось много научных наработок, посвященных становлению социалистического права как регулятора общественных отношений в бесклассовом обществе, и довольно быстро сформировалась советская правовая культура у человека. В социалистическом обществе произошло развитие такого явления, как права человека. Причем стоит отметить, что права человека не отрицались как явление, то есть правоведы-марксисты не отрицали существование прав человека. К слову, их не отрицали ни Маркс, ни Ленин, которые так же оставили свой след в этом направлении.

Кроме того, другие представители второго пути, которые шли к построению коммунизма через рабочую борьбу и политику, понимали значение права в зарождающейся советской культуре в ранние годы социализма.

Например:
Уголовное право необходимо для ликвидации преступности и поиска способов исправить человека, который пошел по криминальному пути.
Семейное право необходимо для регулирования некоторых сторон взаимоотношения мужчины и женщины, чтобы были соблюдены интересы детей.
Трудовое право регулирует в социалистическом обществе взаимоотношения рабочих и рабочего государства.
Международное право призвано учитывать интересы различных народов в различных социалистических государствах — на ранних стадиях развития социализма, когда государство еще не отмерло, а на поздних стадиях — регулировать отношения коллективов одной части света с другой, способствовать формированию международных центров: научных, образовательных, медицинских и т.д.

Права человека в разных формах существовало с те пор, как человек стал человеком, хоть и понималось по-разному, в зависимости от экономической формации. Здесь главное не свалиться в идеализм и механистический материализм – необходим диалектический подход. Есть явление с содержанием (право как регулятор), которое в разных условиях меняет свою форму (будь то обычаи, религиозные догмы или законы).

В средние века, в период феодализма в Европе, Церковь утверждала, что Библия есть основной закон, монарх священен, а Папа еще священнее, что человек всегда был бесправной дрожащей тварью, а некоторые имущественные права — это милость монарха или повезло с сословием. Сейчас либералы утверждают, что естественные права существовали всегда (право на жизнь, на достоинство и т.д.), что жестко и справедливо критиковалось еще Марксом и Энгельсом и критикуется современными правоведами-диалектиками и марксистами.

Но юриспруденция не знает слова «всегда» и «никогда», поскольку в основе юриспруденции находится диамат и другие научные методы: индукция, дедукция, анализ, исторический метод, сравнительное правоведение, метод толкования и прочие, которые не соотносятся ни со средневековыми понятиями, ни с современными либеральными.

Занятный факт: все современные так называемые «ученые» по разным направлениям юриспруденции говорят о кризисе, что нет современных наработок. Их действительно мало, но это говорит лишь о том, что «специалисты» застряли в недрах идеализма и не умеют применять диалектический метод. И пользуются еще марксовыми наработками и наследием советской эпохи.

Поскольку право является частью человеческой культуры, которое вытекает в такое явление как правовая культура, и является неотъемлемой частью общественных отношений, в рамках НКК юриспруденции место так или иначе найдется.

Автор Элина Гарева 37 Articles
Северо-западная формирующаяся ячейка НКК

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий