Статья о прерафаэлитах дала пищу для изучения творчества художников 19-го века, отражавших проблемы женщин и их эксплуатацию. Холман Хант затронул тему проституции в своей картине «Пробудившийся стыд» (англ. The Awakening Conscience, 1853 год). На картине — падшая женщина, которая вдруг поняла, что грешит, и, забыв о своем любовнике, освобождается из его объятий, как будто услышав какой-то зов через открытое окно. Мужчина не понимает её духовных порывов и продолжает игру на фортепиано.
Здесь прерафаэлиты не были первопроходцами, их предвосхитил Ричард Редгрейв со своей знаменитой картиной «Гувернантка» (1844).
И позже, в 40-е годы, Редгрейв создал много подобных произведений, посвященных эксплуатации женщин.
Пасторали сельской жизни, неявно подчеркивают их шаткое и несправедливое положение
В 1858 году Август Леопольд Эгг викторианский художник создает свой триптих «Прошлое и настоящее». Начинается серия картиной зажиточной семьи в первой части триптиха, где изображён процесс распада семьи из-за супружеской измены матери и грядущее изгнание её из дома. Две остальные сцены изображают разделённых мать и детей, которые несколько лет спустя пребывают в условиях нищеты.
Напоследок, хотя и немного не в тему, хотелось бы упомянуть знаменитую картину Джона Эверетта Милле — «Осенние листья«, иллюстрирующую отрывок из поэмы Альфреда Теннисона «Принцесса»:
«Слезы, напрасные слезы, не вижу в них смысла.
Слезы из глубины какого-то священного отчаяния
Устремляются к глазам, рождаясь в сердце,
Когда я смотрю на счастливые осенние поля
и думаю о давно ушедших днях.»
О ней Рёскин говорил: «Впервые сумерки изображены настолько совершенно«. Однако не эта сторона зацепила меня, а воспоминание художника:
«… у меня никогда не было таких послушных моделей. Когда в них не было необходимости, они сидели на кухне, помогая чистить картофель или посматривая на дверь, или часами тихо сидели, смотря в огонь в абсолютном бездействии и полной невозмутимости…»
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.