Спорт как социальный институт — Часть 1

Начнем публиковать по кускам статью из «Спортивной энциклопедии систем жизнеобеспечения» (Редактор: Жуков А.Д. Изд.: Юнеско, 2011 год).  А заодно и прорекламируем замечательный сайт для спортсменов, содержащий большое количество полезной информации — Энциклопедия научного бодибилдинга. Статья изобилует специальными терминами, так что потребует-таки от читателя «асилить многа букафф».

Предисловие

В. А. Пономарчук Научно-исследовательский институт физической культуры и спорта Республики Беларусь, Белорусский государственный университет им. Максима Танка, Беларусь

Рассматриваются вопросы трактовки спорта как социального института, история его становления, роли и места спорта как социального института в современном мире, соотношение социокультурных феноменов «физическая культура» и «институт спорта».

Проблему производства и воспроизводства культуры, в том числе и введение подрастающего поколения в общество, решает система социальных институтов с ее специфическими подсистемами. Вне системы социальных институтов в права вступает единственное право — право силы, а потому социальные институты как система стабильных образцов социального взаимодействия, основанная на формализованных правилах, законах, обычаях и ритуалах, не просто структурная часть социума, но базис его жизнеспособности. Базис, в котором постепенно складывающиеся формы социальной практики находят отражение в уже сложившейся правовой системе или/и организационно санкционируются государством.

Социальные институты — это «правила игры» в обществе, ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми. Институциональные ограничения включают как запреты индивидам совершать определенные действия, так и, иногда, указания, при каких условиях определенным индивидам разрешены некоторые действия. Иными словами, они состоят из формальных письменно зафиксированных правил и обычно неписаных кодексов поведения, которые лежат глубже формальных правил и дополняют их.

Социальные институты не только и не столько сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни, обеспечивающие выполнение жизненно важных для общества функций, но прежде всего способ введения индивида в социум. Это практически в равной степени относится ко всем социальным институтам. В том числе и к институту спорта.

Управление системой спорта требует к себе особого внимания, особенно в тех случаях, когда речь идет о спорте в контексте индивидуального физического совершенствования, а тем самым совершенствования здоровья нации и качества жизни населения. Как фактор, определяющий качество жизни личности, институт спорта имеет то значение, что двигательные потребности, превратившиеся в необходимость, активизируют многие другие жизненно важные потребности личности. Здесь, как и в культуре в целом, разворачивается процесс освоения личностью новых ценностей, выработка на этой основе установок, ценностных ориентаций, социальных потребностей. А, как известно, именно социальные потребности людей в конечном счете определяют тот или иной их образ жизни.

Институционализация спортивной сферы

Несовпадение заданной нормы и социальной реальности при институционализации, т. е. разработке правил, законодательства, эталонов, образцов, рекомендаций, распоряжений, приказов и других способов формулирования и санкционирования порядка, свидетельствует о наличии некоторой реальной неформализованности социальных действий, тогда как санкционирование нормы соотносит ее с моральными и нравственными ценностями, укореняет в традиции, вследствие чего формальный порядок начинает функционировать как некоторый идеальный образец для реально протекающих в обществе процессов.

Несовпадение реального и идеального и в то же время восприятие идеального как несовершенного вследствие несоответствия между существующими в обществе нормативными представлениями об обязательном, устоявшемся и реальным, динамичным порядком жизни социума становится предпосылкой трактовки «социальных фактов» как некоего единства реалий социума и формализованного в форме идеала порядка общественных отношений. Более того, важно обеспечить выявление соотнесенности норм и реалий конкретного социального института с нормами и реалиями социума в более широком плане. Понятно, что порой динамичность реалий жизни может не находить в сфере обязательного никакого обоснования или прямо противоречить ей.

Вследствие необходимости различения реального и идеального порядков при рассмотрении реалий института спорта важно принимать во внимание такие аспекты его институционализации, как когнитивный и социальный.

Под когнитивным аспектом институционализации понимается нормативность ряда взаимосвязанных и взаимозависимых представлений о социуме и о том, как следует его изучать, включая определенные образцы решения проблем, общие фундаментальные ценности, касающиеся природы современного познания, тогда как социальный аспект институциализации отражает порядок функционирования профессиональных сообществ, который поддерживается этическими кодексами, механизмами неформальной коммуникации, контролем над деятельностью членов группы, т. е. внимание исследователей здесь сосредотачивается на рассмотрении существующих отношений между членами группы, реальных связей между субъектами института спорта в процессе их функционирования. Таким образом, первый из этих аспектов институционализации связан со сферой обязательного, установленного, учрежденного, второй — с организацией общественных отношений.

Оба эти аспекта целесообразно рассматривать несколько обособленно при изучении социальных институтов современного общества. Но так или иначе, когда в определенной сфере общественных отношений появляются специфические институциональные образования, возникает и различие между обязательным и реальным порядком отношений.

Специфику спорта как социального института нередко видят в том, что он, будучи подсистемой общества, регулируется нормами и организационными отношениями, соответствующими целям этой подсистемы, и тем самым обеспечивает выполнение функций, соответствующих всей системе в целом. Перейдя на институциональный уровень, спорт, согласно такой точке зрения, развивается якобы по имманентным ему законам. Несмотря на то, что это суждение базируется на ряде верных предпосылок, определяющих необходимость относительной самостоятельности института спорта, но все же спорт как социальный институт подвержен социально-политической регуляции не в меньшей степени, чем саморегуляции. А это значит, что понимание закономерностей функционирования спорта, выработка рекомендаций, касающихся деятельности субъектов этого социального института, невозможны без обращения к специальным исследованиям спорта в более широком социальном контексте.

Изложенные подходы к трактовке проблемы институциализации позволяют понять и содержательно интерпретировать вопросы становления и функционирования спорта как социального института, поскольку тем самым определяются границы содержательного подхода к изучению феномена спорта, а потому можно полнее выявить и использовать и его возможности в организации управления спортивной политикой.

Понимание специфических социальных проблем института спорта позволяет перейти к раскрытию его становления как социокультурного феномена.

Объектом исследования при таком подходе становится историческая изменчивость феномена телесного и духовного совершенствования человека в контексте соответствия исторически определяемым канонам культуры социума. Тем самым специальное внимание начинают уделять изменчивости предметного содержания спорта как вполне конкретного вида деятельности, имея в то же время в виду, что термин «социальный институт» в определенной степени отражает застывшую формулу исторического процесса, ибо социальный институт как совокупность норм — это скелет, схема исторически определенного процесса, поддерживающая его протекание.

Автор Константин Верцинский 271 Articles
НКК "Восток"

1 Kомментарий

Оставить комментарий