Спорт как социальный институт — Часть 3

COLOGNE, GERMANY - AUGUST 14: Visitors try out the game 'FIFA 15' at the EA Sports stand at the 2014 Gamescom gaming trade fair on August 14, 2014 in Cologne, Germany. Gamescom is the world's largest gaming convention and this year includes over 600 exhibitors. (Photo by Sascha Steinbach/Getty Images)

Сегодня самый длинный отрывок статьи из «Спортивной энциклопедии систем жизнеобеспечения» (Редактор: Жуков А.Д. Изд.: Юнеско, 2011 год). Современность

Спорт как социальный институт современности

В современном институте спорта, в отличие от сакральных действ и празднеств, возникает разделение производителя и потребителя, спортсмена и зрителя, тогда как даже во времена Средневековья при проведении рыцарских турниров такого разделения не было: жены, дочери, сюзерены, все те, кого мы с сегодняшних позиций принимаем за зрителей, — это не зрители, а непосредственные участники состязаний. Даже наиболее далеко отстоящие от участия в рыцарском турнире и, казалось бы, наблюдатели — женщины, по сути дела, были его непосредственными участницами как потенциальные «прекрасные дамы».

Для выявления сути спорта как социального института современности необходимо понять, что достояние нашего сегодня имеет, с одной стороны, глубокие корни в истории, с другой — что оно не просто продолжение или трансформация социальных институтов прошлого, но и становление новых социальных институтов вследствие изменившихся форм производства и общения человека. Понять, что человек просто-напросто «обречен» на необходимость вступать в общение с себе подобными и на определенный способ восприятия действительности, производить средства своего существования коллективно, в общении: без общения он не способен воспроизводить свой род, культуру, производить духовные ценности.

В современных условиях товарного производства ведущим становится сравнение себя с другим индивидом по частным аспектам, и тем самым самоопределение подменяется определением себя через другого по количественным параметрам. Ориентация на количественное сопоставление субъектов в любом из видов деятельности диктует потребность в чисто внешнем успехе, в том числе и в виде «погони за статусом». Тем самым основные интересы субъекта сдвигаются на сферу потребления. Само же противостояние индивидов друг другу в качестве товаровладельцев заставляет воспринимать способности другого как нечто, кладущее предел его собственным способностям, порождая, говоря словами К. Маркса, «зависть и жажду нивелирования». Вследствие лишь количественного самоопределения теряется индивидуальность субъекта как человека — он здесь по сути дела лишен самостоятельности и обезличен.

Спорт — вид человеческой деятельности, который содержит в себе ярко выраженный момент состязания, конкуренции. Согласно принципам товарного производства, спорт заменяет развитие физических способностей производством спортивных достижений. Спортивный результат становится всеобщим количественным эквивалентом качественно различных физических способностей: он делает их соизмеримыми и превращает в товар, делает в условиях доминирования товарных отношений предметом купли и продажи.

Переход к логике чисто количественного сопоставления индивида по отдельным аспектам означает не самоопределение его как человека, как целостности, но лишь определение по частностям, т.е. количественное сопоставление отдельных черт, отдельных качеств с другими индивидами в форме соревнования. В обществе индивидуалистов человек выступает как носитель социальной роли или ряда социальных ролей, что определяет его цену, но не ценность. Недаром крылатым выражением в США стало «он стоит столько-то».

Анализ соревновательных отношений приводит к выводу, что они являются отражением сути определенного типа общественного производства, в рамках которого производятся и воспроизводятся межличностные взаимодействия весьма конкретного типа. Вследствие этого становится ясно, что спорт — это не просто особый вневременной вид общественного производства, при котором в специфической форме воспроизводится ситуация самоопределения человека как определение себя через другого и другого через себя. В этой связи требуется существенная поправка: самоопределение осуществляется здесь в исторически обусловленной количественной форме. И такой подход к самоопределению отнюдь не вечен. Поэтому исторический контекст определения спорта как социального института важно не упускать из виду: речь идет о том, что сама специфика этого социального института определяется обществом рыночных (товарных) отношений, ибо определение и самоопределение как чисто количественный феномен с акцентом на потребительскую активность, разде-ленность и даже противопоставленность производителя и потребителя имеет место только при господстве товарных отношений и вне таких отношений не существует, поэтому нельзя соревновательность определять как естественное свойство человека.

Спорт сегодня перестает быть важнейшим игровым элементом современной культуры, а потому теряет многое из своего игрового содержания, приобретая серьезность. И это вполне закономерно, ибо игра как средство передачи традиций общества перестает играть такую роль в современной культуре. Спорт становится в условиях рыночной экономики средством приобщения к культурным ценностям иного плана: он становится игровой моделью современных отношений: деятельность аристократа в системе любительского спорта помогает ему обрести навыки конкурентной борьбы без ущерба для своего социального имиджа. Ведь спорт — это вид деятельности с большой долей физического телесного компонента, причем с практической точки зрения бесполезный по оформленности физической активности (соревнования в боях «на кулаках», родившиеся в Англии среди аристократических слоев, не имели практического, прикладного значения в их повседневной жизни, равно как не имеют непосредственной прикладности абсолютно непрактичные для повседневной жизни навыки метания диска или толкания ядра, положение гребцов в академической гребле и т.д.).

Подводя итоги рассмотрения проблемы предыстории спорта, следует констатировать, что игра как средство приобщения к культуре социума, характерная для мифологического мышления, неизбежно при смене способа производства уступает место в условиях товарного производства и сопровождающего его торжествующего индивидуализма игре как средству обретения социального капитала и опыта при наименьшем риске для деловой репутации субъекта. Более того, поскольку целью становится не само содержание игры, а прежде всего социальный статус, в дальнейшем требующий не только чествования, но прямого вознаграждения, то цель игры выносится за ее пределы, а, значит, здесь уже мы имеем дело с деятельностью, имитирующей игру, с псевдоигрой. Логично сделать вывод, что вряд ли стоит связывать спорт как социальный институт с игрой как социальным явлением. Игра становится трудом и в этом плане приобретает серьезность. И, как следствие, реальностью становится подразделение функционирующих в институте спорта индивидов на производителей (спортсменов и менеджеров, готовящих спортивное зрелище) и потребителей (зрителей), а сама система спортивных состязаний обретает статус профессионального или, что практически то же самое, зрелищного спорта.

Современное олимпийское движение, якобы возрождающее соревнования древности, фактически возникло впервые как движение спортивное, чисто соревновательное лишь на рубеже XX в. Даже в провозглашенном Пьером де Кубертеном лозунге «Быстрее, выше, сильнее!» можно отметить не содержательное, а чисто внешнее сходство с идеей Олимпийских игр античности. Как следует из этого олимпийского девиза современности, оно «возродилось» именно тогда и там, когда и где появилась и выступила на первый план количественная мера, когда появилась разведенность производителя и потребителя. Иными словами, идея соревновательности полностью вступает в свои права лишь в обществе товарного производства, ибо те этапы развития и становления современного социума, о которых шла речь ранее, все «ступени» перехода от варварства к цивилизации, в том числе и эпоха Средневековья, являются традиционными обществами: связь между людьми воспроизводилась благодаря верности традиции.

Усиливающаяся политизация и идеологизация жизни современных государств и обществ все противоречивее сказываются на базовых функциях сферы спорта как социального института. Тотальное воцарение в современной России либерально-рыночных идеологических и политических доктрин имеет не только позитивные, но и негативные последствия, и трудно пока сказать, какие из них значимее. В первую очередь это касается установления в обществе в целом и в ее институтах монополизма и диктата частной собственности, умаления в них роли государственной, кооперативной и личной разновидностей собственности. А уход государства из организации сферы спорта, чрезмерно быстрое формирование в области спорта системы частных структур организации спортивных услуг и другие явления этого типа означают реализацию отнюдь не демократической, а либеральной органи-зационно-структурной формы сферы спорта. Эти обстоятельства коренным образом изменяют социально-структурную организацию общества и собственно института спорта.

Социальные институты суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону. В этом плане спорт тоже лишь особый вид «общественного производства». Однако каков же тот реальный продукт, который данное производство производит? А поскольку «производство создает потребление, создавая определенный способ потребления и затем создавая влечение к потреблению, саму способность потребления как потребность», то в не меньшей степени при рассмотрении социального института спорта важен вопрос о потреблении продукта этого социального института.

Социологический подход фиксирует особое внимание на социальных функциях института и его нормативной структуре. К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся:

  • регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений;
  • создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества;
  • обеспечение социальной интеграции,устойчивости общественной жизни;
  • социализация индивидов.

Социальные институты выступают и в качестве особых ценностно-нормативных комплексов, регулирующих поведение индивидов, и в качестве устойчивых конфигураций, образующих статусно-ролевую структуру общества. Институциональной структуре социума придается важнейшая роль, поскольку именно она призвана обеспечить социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию.

При попытках конкретного рассмотрения соответствия природы современного спорта критериям социального института выясняется, что таковые при разных теоретико-методологических подходах весьма отличаются. Тем не менее можно констатировать, что в рамках структурно-функционального подхода, в соответствии с которым главным признаком социального института считается исполнение им социальных, в широком смысле этого понятия, функций — экономических, социальных (в специфическом смысле), политических, идеологических, культурных и т.п. Иными словами, современный спорт в своих главных проявлениях соответствует всем критериям институциональности.

Реализация в системе спорта функций социального института развивает систему социокультурных связей общества, делает их социально более осмысленными, укрепляя организацию общественных отношений, а тем самым и общую стабильность социума. Общество функционирует как целостность до тех пор, пока деятельность его социальных институтов в состоянии удовлетворять общественные интересы и обеспечивать оптимальное для конкретных исторических условий функционирование общественных связей.

Теоретико-методологическое осмысление современных социальных институтов показывает, что алгоритмы их функционирования под воздействием изменений в социальной практике человечества в последнее время претерпевают существенную трансформацию. В сфере спорта возникают особые, свойственные только ей виды деятельности и общения людей.

Вследствие этого основным принципом анализа продукта спорта как социального института в товарном обществе должна, очевидно, стать посылка: если для того, чтобы потребить какой-либо предмет, его предварительно нужно купить, то и спорт в таком обществе может существовать только как коммерческий и профессиональный. Иными словами, производство продукта современного спорта должно быть, во-первых, массовым, т.е. индустриальным, во-вторых, производить его должен профессионал. Более того, не профессионал-индивидуал, но профессионально организованная система, включая все компоненты производства товара в современном обществе.

Сегодня система спорта как исторически сложившийся социальный институт профилированного развития физических, психических и иных способностей человека в целях их сопоставления в условиях соревновательной деятельности воспроизводит весь процесс производства товара: отбор сырья, систему обработки его, подготовку работников, выпуск продукции, маркетинг рынка и т.д. Воспроизводит так, чтобы создать условия наиболее выгодного сбыта самой продукции в целях возрастания капитала, создавая параллельно «способность потребления как потребность». В нашем случае — это целостная система воспроизводства, состоящая из таких компонентов, как:

  • система отбора и подготовки юных спортсменов;
  • разработка научно-методических основ спортивной тренировки;
  • подготовка тренерских кадров и кадров спортивного менеджмента;
  • выпуск спортсменов-профессионалов, способных привлечь на трибуны массового потребителя спортивного зрелища или организация соревнований таким образом, чтобы можно было представить спортсменов-любителей в качестве достойных внимания при их участии в спортивном шоу (практически таким же по сути является участие в системе спортивных шоу рекламных фирм).

Поскольку в условиях товарного производства каждый предмет интересует человека не в силу наличия у этого предмета определенного качества, которое он приобретает, будучи включенным в совместное производство, а лишь в силу того, что он может быть предметом купли-продажи, то сущность спорта определяется тем, что спорт является социальным институтом, воспроизводящим конкретную систему социальных ценностей рыночного общества, способствующим усвоению и закреплению этих ценностей. А потому современный институт спорта формирует один из главных комплексов ценностей.

В более широком плане проблема выглядит так: вовлеченность в спорт миллионов людей в активной ли форме (как спортсмены) или в форме пассивной (как потребители спортивной информации, как зрители) создает предпосылки, чтобы этот социальный институт в наше время стал составляющей социального поведения, равно как и фактором общественного мнения, общественного бытия и общественного настроения. Иными словами — одним из ведущих социальных институтов. Но это, в свою очередь, привлекает пристальное внимание к проблеме культивирования ценностей и формирования ценностных ориентаций в системе спорта и, как следствие, его потребителей. И здесь нельзя не отметить, что фиксируемые тенденции весьма и весьма противоречивы.

При обращении к личностным аспектам социализации на первый план выходит тот факт, что мораль, вера и особенности личности, которые развивает спорт, имеют первоочередной характер и могут рассматриваться как предпочтительные в тех процессах социализации, благодаря идентификации с культурными ценностями, которые ассоциируются со спортом. Этот факт в достаточной степени подтверждается, например, тем, что именно спортсмены наиболее быстро и личностно эффективно приспособились к условиям реформируемой России в начале 90-х гг. XX в.: переход к построению экономики, ориентированной на частную собственность, выявил эффективность «спортивной» личности в новых условиях. Недаром по результатам социологических исследований, проведенных в 1980-90-х гг., были выявлены существенные отличия вовлеченных в систему юношеского спорта подростков от сверстников по социальной направленности личности. Причем такие отличия фиксировались уже при стаже активных спортивно-ориентированных занятий в 3-4 года, когда первоначальная гедонистическая направленность занятий, сопровождающаяся, как правило, нацеленностью на самосовершенствование, сменяется на доминирующую ориентацию на конкретные спортивные достижения, достижение конкретных спортивных успехов.

Поскольку любой социальный институт существует вне и независимо от морально-нравственных оценок: он таков, каков он есть по определению, то его социальная сущность отражает сущностные характеристики общества. В спорте, равно как и в рыночном обществе в целом, мерилом самореализации является внешний успех. И в этом плане прав Ф. Мак-Гир, когда применительно к США констатирует, что, как и в спорте, в этой стране, когда ты финишируешь вторым, тебя никто не знает.

В связи с приведенными выше аргументами в пользу необходимости рассматривать спорт как социальный институт, объективно существующий в условиях общества товарного производства, преодолеть влияние закономерно культивируемых в нем вполне конкретных социальных ценностей невозможно путем пресловутого «нравственного самосовершенствования», введения усиленной ориентации на нравственно-оценочные моменты. И это не ясно только в том случае, когда изложение ведется описательно, без конкретно-исторического анализа, когда оно основывается на попытках — хотя бы в теории — желаемое предложить как идеал действительного.

Исходя из таких позиций, в конце XX в. предлагались две «модели спорта»:

  • «жесткая», в которой на первый план выдвигается острое соперничество, жесткая конкуренция участников соревнования, ставится задача на основе предельно точных измерений сравнить их результаты и обязательно выяснить, у кого результат лучше, а у кого — хуже, причем в ходе этой оценки учитывается лишь соблюдение правил, принятых в данном виде спорта, и не принимаются во внимание нравственные и иные аспекты их поведения;
  • «мягкая» или «личностно-ориентированная» модель спорта, которая обеспечивает целостное, интегративное гуманистическое воздействие на личность и человеческие отношения.

При использовании «жесткой модели» в воспитательном плане возникают весьма существенные трудности, но именно эта модель свидетельствует о высоком потенциале спорта как средства подготовки человека к успешной деятельности в условиях рыночной экономики. Вполне логичен вывод: спорт позволяет достаточно эффективно решать разнообразные социальные задачи, в том числе и формирования вполне конкретных межличностных отношений и личностного развития, но не абстрактно гуманистических, а соответствующих требованиям и установкам рыночной экономики. При трансформировании «жесткой модели» в более гуманную путем изменения правил, инвентаря спортивных игр и соревнований или путем изменения системы определения победителей, укрепления союза спорта с искусством или перехода к «несоревновательной» его модели, в которой отсутствует разделение участников на победителей и побежденных и т.д., итог будет один: поскольку такие трансформации противоречат самой природе спорта как социального института, возникает нечто иное, чем спорт.

Социальный институт спорта, возникнув как требование общества товарных отношений в конкретном социуме с его воспитательными, компенсаторными и иными социальными функциями, со всеми его атрибутами «жесткой» модели может исчезнуть лишь с отказом общества от рыночных отношений, отказом социума от индивидуалистической идеологии. А потому для реального и содержательного разрешения «недостаточно гуманной» ситуации в институте спорта с его жесткой моделью явно недостаточно пожеланий и созерцательных «творческих» поисков и усилий теоретиков от спорта. Подтверждением тому служит тот факт, что уже к концу 1970-х — началу 1980-х гг. международное олимпийское движение окончательно превратилось в погоню за рекордами, достижениями высших результатов любой ценой на пределе человеческих возможностей. Ведь какой предприниматель или какая финансовая группа возьмутся за финансирование Олимпийских игр и вообще спортивных состязаний, если не предполагается получение прибыли? Спортивные же состязания приносят прибыль при наличии по крайней мере трех основных предпосылок: элитно высоких спортивных результатов; наличия зрителей, прямо или косвенно причастных к соревнованию; наличия средств массовых коммуникаций. И потому коммерциализация соревнований быстро прогрессирует. В соответствии с первой из предпосылок этот процесс не только обусловлен ускоренным ростом спортивных результатов, но и просто-напросто требует такового как привлекающего зрителей (вторая предпосылка), в связи с чем на базе развития системы массовых коммуникаций (третья предпосылка) возникает возможность действенной агитации, рекламы, что и определяет привлечение в сферу спорта коммерческих предприятий.

Современный профессиональный спорт существенно отличается от всех исторически предшествовавших ему форм, потому что из разряда маргинальных явлений культуры, из сферы мелкой частной инициативы он превратился в отрасль современного массового производства, создающего продукцию, широко потребляемую, имеющую признанную общественную ценность, занимающую немалое место в системе общественных интересов.

Но профессиональный спорт организуется и функционирует на иных принципах, чем другие его формы. Здесь иные отношения между спортсменом и клубом, между спортсменом и тренером, между самими спортсменами. Принцип «Фэйр Плэй» (честная игра) утрачивает здесь свое основополагающее значение. Не в том смысле, что его перестают признавать. Наоборот, формально он постулируется даже более строго, но в содержательном плане, безусловно, уступает принципу «Победа». Современный спорт вводит в свой арсенал и широко использует приемы обеспечения победы, далекие от «Фэйр Плэй». Прежде всего, вследствие того, что, обладая высоким эстетическим и художественным потенциалом, он ориентирован не только и не столько на гуманистические ценности и идеалы, а на цели сугубо практические, коммерческие, утилитарные — на обеспечение жизненного успеха. Понятно, что в подобных обстоятельствах спорт потенциально не мог не стать зоной глубоких нравственных деформаций, что сказалось не только на судьбах отдельных спортсменов или специалистов, но и на всей системе спортивных отношений, а тем самым, и на формировании личности, ее социальной направленности и ценностных ориентаций.

Предпосылки и сущность таких деформаций определяются тем, что спорт, будучи социальным институтом, воспроизводящим конкретную систему социальных ценностей рыночного общества, способствующим усвоению и закреплению этих ценностей, формирует один из главных комплексов ценностей. И здесь нельзя не отметить, что фиксируемые тенденции весьма и весьма противоречивы.

Спортивные соперники становятся экономическими конкурентами. В условиях, когда «продажа соревнований» стала прерогативой федераций и других спортивных объединений, которые получают определенный процент от доходов рекламных и иных фирм, финансирующих соревнования, а для участвующих спортсменов и команд безразлично, кто финансирует соревнование, сторонники «чистоты спорта» все чаще высказывают опасения, что спорт окажется под полным диктатом концернов, и все соревнования будут проводиться по сценарию последних. Действительно, сегодня именно концерны все чаще определяют участников, ибо лишь спортивная элита представляет интерес для зрителей, прежде всего, для СМИ как средства рекламы; место и время проведения соревнований, поскольку начало и окончание борьбы в таких условиях диктуется не столько интересами спортсменов, но прежде всего фактором обязательности «единства места и времени» с притоком зрителей на стадион и высокой квотой включения телевизоров; порядок встреч соперников, а также правила и программу соревнований, так как необходима динамичность, сенсационность и оптимальная продолжительность состязаний — спринт слишком быстротечен, марафон слишком продолжителен.

Иными словами, вследствие коммерциализации спорта этот социальный институт все в большей степени становится сферой шоу-бизнеса — на первый план выходят и, более того, специально выдвигаются факторы популярности и зрелищности. В таких условиях именно зрелищность начинает определять критерии развития системы спорта, вследствие чего начинают развиваться преимущественно наиболее зрелищные виды спорта, которые и получают более широкую аудиторию как в плане непосредственных зрителей на стадионах, так и у экранов телевизоров, а занятия этими видами спорта и тем более успехи в них становятся все более престижными.

Нацеленность прежде всего на получение прибыли — путем ли непосредственного привлечения большего числа зрителей на трибуны — вследствие получения клубами «призовых» за победу в конкретном матче или за выход в следующий этап соревнований -приводит к тому, что коммерчески оправданной зачастую становится демонстрация грубости, жестокости, насилия (вспомним, например, о наличии в командах НХЛ так называемых полицейских, которые призваны решать указанную проблему). При этом коммерческие цели заставляют закрывать глаза на тот факт, что насилие на арене приводит с почти 100%-й вероятностью к насилию на трибунах и вокруг них.

С точки зрения спортсмена, сегодня из основных типов состязаний все больший удельный вес получают не соревнования, в которых целевой приоритет имеет сам процесс соревновательной борьбы, конкурентные отношения и предмет, на основе которого проводятся соревнования (массовый спорт), и не те, в которых целевой акцент ставится на победе или занятии определенного рангового места в иерархии соперников, что интерпретируется как принадлежность к «большому спорту» или спорту высших достижений, но коммерческо-зрелищный профессиональный спорт, базирующийся на соревнованиях, главным в которых является вознаграждение за победу или участие в них. Правда, и сегодня все еще многим исследователям представляется, что «большой спорт» и спорт профессионально-коммерческий — принципиально разные формы, между которыми идет острая борьба за зрителя в конечном счете за доходы.

Фактически же это две ипостаси профессионального спорта, который в социальном аспекте представляет собой систему предпринимательства в институте спорта, реализуемую в личностном плане с позиций спортсмена в форме профессионально-трудовой деятельности. Эти формы принципиально едины в сущностном плане и реализуются в современных условиях в форме спорта высших достижений и зрелищно-коммерческого спорта. Первая из них — спорт высших достижений является государственной предпринимательской деятельностью, предполагающей получение от своих инвестиций дивидендов в форме престижно-идеологических достижений. Она представляет собой по сути дела государственную систему обеспечения профессиональной деятельности в сфере спорта и подготовки к ней, направленную на формирование национальных команд и их резерва для участия в соревнованиях международного уровня. Вторая — спорт зрелищно-коммерческий представляет собой частнопредпринимательскую деятельность в системе современного института спорта, в том числе и индивидуальную — в первую очередь самих спортсменов. Однако и в том и в другом случае целью является получение дивидендов в индустрии спорта на базе удовлетворения либо престижных интересов государства, либо вполне конкретных частных интересов профессиональных спортивных организаций, лиц, избравших спорт своей профессией, и зрителей, либо менеджмента в широком контексте (получение непосредственной прибыли от организации индустрии спорта).

Тем не менее спортивные менеджеры и финансирующие состязания менеджеры из других сфер, несмотря на, казалось бы, определенную противопоставленность двух ипостасей профессионального спорта, стоят на принципиально аналогичных позициях: они не меценаты, они спонсоры, ибо вкладывая средства в организацию соревнований, победа или участие в которых поощряется определенным вознаграждением, они прежде всего заинтересованы в их зрелищной привлекательности. Это в конечном счете и предопределяет выбор видов спорта для индустрии профессионального коммерческо-зрелищного спорта.

Автор Константин Верцинский 271 Articles
НКК "Восток"

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий