Спорт как социальный институт — Часть 5

Финальная глава статьи из «Спортивной энциклопедии систем жизнеобеспечения» (Редактор: Жуков А.Д. Изд.: Юнеско, 2011 год) про спорт и … 

Спорт и физическая культура

При рассмотрении спорта как социального института важно развести между собой физическую культуру и спорт, даже в отношении тех его видов, которые основываются и, более того, требуют физического совершенствования. Прежде всего, важно подчеркнуть, что оба феномена принципиально различны по целеполаганию сущности деятельности.

Самоцель физической культуры, которую можно определить как один из аспектов культуры общества, отражающий ее потенциал и социальный опыт физического (телесного и функционального) совершенствования человека и организации здорового образа жизни, как и любого иного аспекта культуры — развитие, совершенствование человека, вне всяких масштабов, т.е. в его победе над собой.

Самоцель спорта, этого исторически сложившегося социального института профилированного развития физических, психических и иных способностей человека в целях их сопоставления в условиях соревновательной деятельности, исходя из его сущности как феномена рыночного общества, заключается прежде всего в победе над другим, в том числе и путем достижения высшего спортивного результата, рекорда.

Следовательно, в первом случае речь идет о самосовершенствовании, саморазвитии, самоопределении, т.е. самооценке субъектом себя с позиций культуры, во втором —

об оценке субъектом себя через нечто внешнее и в чем-то безразличное к самосовершенствованию. Вследствие этого вопреки научно обоснованным, психологически и биологически оправданным возрастным зонам начала занятий спортом, которых, казалось бы, и следовало придерживаться в практической деятельности, спорт все более молодеет. Если исходить из идеи повышения качества жизни населения, то такой путь неоправдан и с социальных и с экономических позиций, если же с позиций подготовки специалистов шоу-биз-неса с его стремлением к сенсациям, в том числе и в отношении возрастных параметров, то вполне закономерен.

Поэтому институт спорта в отношении видов спорта, связанных с совершенствованием физического статуса, можно рассматривать как превращенную форму физической культуры в условиях товарного производства, т.е. в условиях, когда человек не самоопределяется, а пытается определить свою сущность через «другое». Здесь он относится к своему телу как к вещи, как к товару.

В современных условиях все более четко выявляется не просто размежевание, но даже противостояние спортивной деятельности как деятельности специфической трудовой и профессиональной и подготовки к таковой в форме профессионального спорта, включая спорт высших достижений, как принадлежность социального института спорта и физкультурноспортивной деятельности. В таком контексте достаточно хорошо проявляются основные аспекты взаимодействия таких сфер становления и функционирования человека в обществе, как спорт и образование, в качестве социальных институтов:

  • целенаправленное решение проблемы физического совершенствования, т.е. обеспечения универсальной готовности к человеческой деятельности, к решению проблемы обеспечения готовности к повседневной, неспециализированной в профессиональном плане жизни, т.е. к решению проблем физического совершенствования и достижения физического совершенства, относится к системе базовой, в том числе оздоровительной, адаптивной и рекреативной физической культуры как ее конкретизированным по целевой установке или контингенту аспектам, и, соответственно, к системам общего (базового, основного) и дополнительного физкультурного образования;
  • задачи же физической готовности к профессиональной деятельности решаются в системе совместной деятельности институтов спорта и образования, обеспечивающих прикладность развития физических качеств в системе профессионально-прикладной физической подготовки. Ведь по сути дела спортивная деятельность представляет собой процесс подготовки и использования профилированного развития вполне конкретных для каждого вида спорта физических качеств и способностей, т.е. процесс профессионально-прикладной физической подготовки к профессиональной трудовой деятельности в качестве спортсмена.

Понятно, что в первом случае процесс физического совершенствования ориентирован на нормальное физическое развитие, под которым в антропологии понимается совокупность морфологических и функциональных признаков, свойственных индивиду как особи Homo sapiens во всем богатстве вероятностно-статистических характеристик, тогда как во втором ориентация идет на гипертрофированное развитие определенных качеств, и способности определяются на основе вполне конкретных показателей, по которым ведется специализированный отбор в определенные виды спорта, как и в отношении профессионального отбора в иные виды профессиональной деятельности, в которых телесные характеристики (голос, параметры зрительного восприятия, слух и т.д. и т.п.) играют определяющую роль. Таким образом, если в сфере физической культуры для достижения физического совершенства достаточно нормального физического развития, то в системе профессионально-трудовой деятельности, в том числе и спортивной, определяющим становится не собственно универсальный аспект физического статуса, а выходящие за рамки «видовой нормы» характеристики последнего.

Вследствие этого в процессе профессионально-прикладной подготовки и используется спортивный отбор с отчислением так называемых бесперспективных для спортивного совершенствования в определенном виде спорта. Или спортивный подбор претендентов на спортивное совершенствование, что служит основой для более «гуманного» подхода к определению перспектив спортивного совершенствования индивида уже в иных, порой ранее даже не привлекающих внимание подростка видах спорта, и выдаче «рекомендаций» для перехода в более перспективный в отношении спортивных достижений вид спорта. При этом практически упускается из виду, что спортивное совершенствование и совершенствование физическое — отнюдь не одно и то же: если спортивное совершенствование основано на совершенстве физических качеств, то физическое совершенство основано на становлении двигательных способностей, т.е. на включении в процесс физического совершенствования и даже акцентировании в процессе подготовке собственно человеческого, его «второй природы» — неорганического тела цивилизации в форме культурного потенциала социума, позволяющего путем изменения способа деятельности (т.е. формирования нового способа, новых способностей) решить проблему ограничения достижения совершенства физическими, природ-но обусловленными качествами путем опоры на качества иные. Таким образом, и при нормальном физическом развитии можно добиться спортивного совершенства на пути формирования двигательных способностей при опоре на потенциал социума, этой второй, небиологической, природы человека.

Что касается еще двух основных моментов физического совершенства, то двигательные способности как «способность полностью реализовать свои физические возможности в двигательных действиях» и «умение делать это эффективно» в равной степени относится и к сфере физической культуры, и к сфере института спорта, поскольку они относятся в равной степени к системе института образования, институту приобщения человеческого детеныша к культурному потенциалу социума.

Таким образом, в системе спортивной тренировки как основном компоненте социального института спорта за редким исключением речь идет о приспособлении телесных возможностей индивида к условиям профессиональной деятельности (своего рода «дрессура»), тогда как в сфере физической культуры — приспособление окружающего мира путем изменения условий самой деятельности путем формирования новых способностей решения проблемы. Таким образом, процесс спортивного совершенствования решается в первом случае путем совершенствования физических качеств, тогда как во втором — путем формирования и совершенствования двигательных способностей. Выход за рамки традиционной трактовки системы спортивной тренировки и переход на путь физической культуры, переход от акцентированного внимания к совершенствования физических качеств к решению проблемы формирования двигательных способностей позволяет добиться более рационального решения вопросов спортивного совершенствования Достаточно вспомнить эволюцию стиля прыжков в высоту, когда Фюсбери решил проблему спортивного совершенствования не путем совершенствования своих силовых качеств, а за счет изменения способности преодолевать планку путем опоры на иные физические качества, преодолев физическую ограниченность, развив свои двигательные способности.

Осознание такого — именно и собственно человеческого — пути физического совершенствования как «развития двигательных способностей» далеко еще от полного понимания даже среди теоретиков физической культуры, которые достаточно часто трактуют «двигательные способности» как «способности физические», а понятия «физические качества» и «физические способности» как тождественные, причем природ-но, «биологически» определяемые. Более того, в условиях пропаганды и внедрения конкурентных отношений во все сферы деятельности усилия по физическому самосовершенствованию, совершенствованию собственной телесности нередко трактуются уже не в качестве одного из аспектов общей культуры человека, но как компонент института спорта — «спорта для всех», когда просто не мыслится, что возможна деятельность индивида по самосовершенствованию как самоценность. В таких условиях все более определенно стремление видеть при занятиях физическими упражнениями в качестве обязательного компонента такой деятельности некую «соревновательность» с другими индивидами, вследствие чего спортивная деятельность в историческом плане полагается как вневременная и основополагающая в отношении физической культуры как социального феномена, причем феномена культуры.

Сегодня в исследованиях проблематики института спорта нередко отдается предпочтение педагогико-методическому, медикобиологическому, психологическому подходам, а не подходу социокультурному. При этом указанные аспекты рассматриваются изолированно друг от друга, не выявляется их взаимосвязь, взаимообусловленность. Вследствие этого должное внимание не уделяется как вопросам собственно физического самосовершенствования, так и воспроизводства здорового потомства, включая и аспекты чисто «биологического» плана — физическое воспроизводство, и аспекты воспитания — введения подрастающего поколения в физическую культуру общества.

В то же время социокультурный подход к спорту как одному из важнейших элементов, определяющих становление культуры социума в самом широком плане, позволяет раскрыть как основные закономерности, так и специфические явления института спорта. В частности, сегодня существенно возрастает роль спорта в становлении человека как личности, в формировании образа жизни как социума, так и каждого в отдельности, как конкретных малых групп, так и крупных сообществ людей, объединяемых единством вполне конкретных общественно значимых устремлений и целей, что позволяет соотнести анализ социальной роли спорта с теоретической концепцией личности, в том числе провести анализ социальности, не упуская из виду вполне конкретный факт — телесную организацию индивидов и обусловленное ею их отношение к природе и социуму. Это вполне закономерно, прежде всего, вследствие того, что система спорта нередко рассматривается в достаточно суженном контексте — как относящаяся к сфере физической культуры, а сам спорт определяется как составная часть физической культуры. В таком случае, говоря о существенной значимости спорта как социальной структуры общества, следует констатировать, что физическая культура и спорт существуют как особая, специфическая область человеческой деятельности, сфера человеческой культуры, и спорт как социальный институт играет одну из важнейших ролей в общественной жизни социума.

Автор Константин Верцинский 270 Articles
НКК "Восток"

1 Kомментарий

Оставить комментарий